Заказать звонок

Как давать поручения, чтобы их выполняли с первого раза

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Руководитель — это человек, который знает, чего он хочет. Поэтому, прежде чем начинать говорить вы, уважаемый руководитель, должны знать, что должно быть результатом вашей речи.

Есть очень хорошая простая подсказка: после того, как вы что-то скажете, ответьте себе на вопрос: что должно остаться в голове собеседника, какая формулировка, какое намерение, какие мысли, какие чувства.

Вы должны совершенно четко сказать: «Я сейчас поговорю то ли минуту, то ли 3 минуты, но речь моя будет оценена как эффективная, если и когда такая-то мысль, такая-то формулировка и такие-то фразы в голове у моего замечательного собеседника останутся».

Это очень редкое умение, мало кто думает о том, что должно остаться в голове. Проверка простая — спросить: «Что ты вынес из разговора?» Не каждому собеседнику удобно задавать этот вопрос, но в общении руководителей с сотрудником, родителей с детьми это совершенно нормально. Что ты услышал, что ты вынес из разговора? И если человек ответит, скажет вам те слова, те формулировки, да ещё и с нужным выражением лица (например, не с несчастным, не со страдальческим: «Надо писать план на день», а с заинтересованным и бодрым), то речь ваша была грамотной и действенной

Важный момент. Если хотите чтобы в голове у человека укладывалось то, что вы хотите передать ему, чтобы он хотел это делать, то следующий обязательный пункт — прежде, чем что-то говорить, нужно подумать, что сейчас в голове у человека есть, как он воспримет тему вашего разговора, знаком или незнаком ему предмет вашего разговора, как он к этому относится, какие у него установки, какие у него желания, какие у него интересы. Если вы ещё этого не поняли, не почувствовали и не можете рассказать, что в голове у человека есть, то вы не имеете права, уважаемый руководитель, что-нибудь говорить.

Если вы говорите кому-то, то ли сотруднику, то ли ребёнку: «Вещи надо класть на место». Вопрос: а человек это знает без вас или нет? А если он это знает, то зачем вы это говорите? Может быть, вы хотите сказать что-то другое? Возможно, вы хотите сказать: «Если не будешь класть на место, то будут тебе такие-то неприятности, либо если будешь класть на место — будут такие-то радости». Важно чтобы это не было пустым повтором.

Также вы должны учитывать, какие сейчас есть мысли у человека на эту тему. Например, вы можете говорить, что план дня или план жизни — вещи обязательные, а человек будет выслушивать и кривиться.

Почему?

А у него, может быть, есть любопытнейшее мнение, что любой план делает жизнь скучной и, предположим, если человек такое думает, то он даже если повторит сказанное, то внутренне сделает тяжелый вывод: «Всё, у меня впереди теперь скучная жизнь». И пока вы с ним на эту тему не переговорите, не поймете его такой интересный внутренний мир и не сможете ему рассказать, что как раз настоящая интересная жизнь начинается, когда у тебя планы есть, и ты их реализуешь, вот тогда начинается настоящая самая творческая жизнь.

Вот тогда что-то движется

Еще одно. Вы не говорите слишком много, но то, что вы говорите в голове должно остаться.

Итак:

  • Вы знаете, что должно остаться в голове у собеседника.
  • Вы понимаете, что сейчас в голове у собеседника есть.
  • Всё должно быть коротко, просто и ясно.

И ещё одно дополнение — лучше всего говорить картинками. Если вы сказали не просто тезис, а этот тезис проиллюстрировали, рассказали какую-то жизненную ситуацию — чтобы он это пережил, чтобы он это увидел, чтобы он это почувствовал, то рассказанное из области чего-то абстрактного переходит в режим живого чувственного, яркого, видного, слышного, и тогда вас понимают гораздо лучше. И распоряжения выполняют с первого раза.

Успехов, коллеги!