Заказать звонок

Подготовленная разборка

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Подготовленная разборка — трудная обязанность старшего по отношению к младшим, руководителя — к сотрудникам. Если сотрудник допустил серьезный и (похоже) не случайный прокол, не понимая что он делает, здесь нужна — разборка. Но хорошая разборка — это подготовленная разборка, обеспечивающая контакт и понимание между вами. Подготовленная разборка — это подробный анализ происшедшего, «работа над ошибками», когда одновременно идет и критика(конструктивная), и обучение, и воспитание.

Разборка — дело непростое, велика опасность устроить и скатиться в конфликт или просто в пустой и тяжелый напряг. Пока опыта недостаточно, разборками лучше не увлекаться, и в любом случае лучшее соотношение негатива и позитива во взаимодействии — 1 к 7. В данном случае, пусть на одну разборку приходится семь позитивных ситуаций: помощь, демонстрация симпатии и уважения, благодарность…

Фон разборки, о котором нужно помнить всегда, это сохранение контакта и поддержание нужного уровня напряжения/расслабленности. Излишняя напряженность нервирует и зажимает, слишком расслабленность уничтожает внимательность к делу. Ну, а если вы потеряли контакт, разборка теряет смысл в принципе: люди начинают защищаться или нападать, вас не слышат и только копят раздражение.

Разговор всегда проходит успешнее, если вы знаете, с чего начать, что должно быть главным пунктом и чем разборку завершить. Эти пункты продумайте и подготовьте заранее: очень выручит!

Хорошо подготовленная разборка имеет свои этапы.

Вначале — обустройство ситуации. Это — учет заранее всех факторов: времени, места и настроения разборки. Создание уютной и теплой обстановки. Подробнее смотри — Обустройство разборки

Первый этап: это присоединение, захват и позиционирование. Отследите, чтобы между вами создался контакт, (смотри, как делаются пристройки), удостоверьтесь, что собеседник точно способен слышать вас и обозначена нужная вам тема, («У меня к вам вопросы по поводу…»), создайте нужную вам атмосферу и настроение. (Например, теплоту. Или атмосферу ответственного напряжения, чтобы все дальнейшее воспринималось максимально серьезно).

Второй этап: репортаж (анализ «что произошло», создание общего смыслового поля). Чтобы в чем-то разобраться, нужно сформировать общее смысловое поле: видеть происшедшее по возможности одинаковым образом. А для этого вы должны знать то, что известно собеседнику, и собеседник должен быть в курсе того, что известно вам (или что вы считаете нужным сообщить ему): должен быть рассказ, репортаж.

Если в происшедшем вам все основное ясно, если можно или нужно провести короче, если собеседнику нужно дать определенное видение происшедшего, — первый репортаж ваш.

Если нужно дать собеседнику высказаться, «выпустить пары», если необходимо получить дополнительную информацию и на разборку достаточно времени, — тогда ваш репортаж может быть только затравкой, а основной доклад вы «поручаете» собеседнику.

Третий этап: определение причин происшедшего. Как правило, оправдывает себя стиль, когда вина не валится вся скопом на партнера, а хотя бы из политических соображений раскладывается на всех действующих в ситуации лиц, включая вас. И называется лучше «ответственностью​», а не «виной»: так звучит и точнее, и интеллигентнее. («Свою ответственность в происшедшем я вижу в том, что…»)

Общее естественное правило здесь — вести разговор на уровне разбора конкретных действий, а не общеличностных оценок. Не «ты безответственен!», а «то и то оказалось не сделано». Личность изменить трудно, по крайней мере — дело это не быстрое, изменить же поведение и конкретные действия может каждый.

Четвертый этап: поиск решения. Что можно сделать конкретно? Ну, вы сами (или вы вместе) разобрались в причинах происшедшего. Здорово, и что с этим делать? Что может быть принципиальным решением и в каких конкретных шагах этого решение может быть реализовано?

​​​​​​​Пятый этап: мотивация. Два направления: мотивация прекратить негатив и мотивация к действиям нужным. Хорошо, когда позитивные перспективы видны, а последствия продолжения неправильного поведения понятны.

И последнее — выход: приятный и конструктивный. Создайте напоследок нужную атмосферу (ответственную или приятную) и направьте на дело, с которым человек определенно справится. На языке дрессировщиков, вы должны обеспечить финальное положительное подкрепление. Ваши подкрепления раз за разом должны внушать человеку, что с вами беседовать не только нужно, но и приятно, хорошо, а быть успешным (хотя бы под вашим руководством) он вполне может.

Если вдруг на каком-то этапе разборки вы в ответ получаете не конструктивное сотрудничество, а защиту, неконструктивные эмоции и прочий протест, то двигать разборку дальше смысла нет. На данный момент разговор лучше мягко (с поддержкой и теплотой) замять, но потом (позже) устроить жесткую конструктивную разборку уже по двум пунктам: и по первому поводу, и в связи с неконструктивным поведением во время разборки.

Фильм «Лидерство и руководство». Один из вариантов достаточно жесткой разборки. Роль руководителя играет Н.И. Козлов.

Статья взята с сайта  http://www.psychologos.ru/articles/view/podgotovlennaya_razborka. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Ближайшие тренинги
Видео «Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 10 июля 2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Видео «Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее.»
Тренинги
Видео «Эмоциональный интеллект:
как управлять собой и другими»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (10.04.2019 г.)
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги