Часто задаваемые вопросы
На что это похоже?
На театр, где у актёров есть контуры роли, но диалоги, повороты сюжета и тем более финал не известны решительно никому.
А можно подробнее?
Легко! Представьте себе, что вы получаете вводную (распечатку с описанием роли), где написано: «Вы — белый медведь. Ваша задача — найти яйцо пингвина. У вас есть камень размером с кулак, и ещё вы краем уха слышали, что бакланы собираются улететь на юг». Итак, цель получена, пора действовать. Вы можете попробовать поговорить с пингвином: вдруг он типичный глупый пингвин и сам отдаст свое яйцо? Можно попробовать запугать пингвина или обменять яйцо на камень — а вдруг он ему нужен? Или, возможно, камень нужен не пингвину, а тому, кто может оказать воздействие на пингвина. Может, он хотя бы обменяет камень на рыбу, которую можно опять же обменять на яйцо. Кроме того, если вы знаете о планах бакланов, то эту информацию стоит продать. Можно поискать тех, кому будет важно знать про отлёт бакланов (а такие есть наверняка), можно что-нибудь истребовать у бакланов за молчание. Словом, стратегий для достижения целей очень много — нужно лишь выбрать верную.
А как её выбрать?
Для этого нужно общаться с остальными игроками, выуживать из них информацию, дозированно давать сведения о себе, притворяться и блефовать, внимательно слушать, о чём говорят вокруг вас, постоянно держать всё и всех в поле зрения, вести грамотные переговоры, и т. д.
Наверное, это сложно?
Именно! Поэтому ролевая игра и является отличным инструментом для качественного и быстрого развития соответствующих умений и способностей: счётности мышления, системного взгляда, ведения переговоров, коммуникативности, артистизма и т.д.
А что вообще можно делать? Каковы границы возможностей?
Игрок ограничен только правилами и информацией, указанной во вводной (например, если не указано, что персонаж владеет магией, то колдовать он не может). В остальном игрок абсолютно свободен. Единственно: если вы решили что-то сделать, но не уверены в том, насколько это соответствует правилам, лучше проконсультируйтесь у ведущего. На всякий случай.
А как насчёт блефа? Тут есть какие-либо ограничения?
Нету. Что наврёте — то ваше. С другой стороны, в ваших интересах блефовать как можно правдоподобнее и логичнее. Любые противоречия только усилят подозрительность других игроков.
Что делать, если я получил вводную, задал ведущему все вопросы, которые появились, но всё равно не знаю, что мне делать?
Лучше всего — подождать, спокойно сидя в сторонке. Это тоже хорошая тактика — ведь у вас обязательно есть что-то, что нужно другим (информация, вещь, оружие, деньги, способности). Значит, рано или поздно на вас выйдут — а вам даже не придётся прикладывать усилий. На ловца, что называется, и зверь бежит!
А кто раздаёт роли?
Ведущий. У него достаточно намётанный глаз, чтобы дать ту роль, которую вам подойдёт (то есть или очень про вас — и тогда играть будет легко, или совсем не про вас — и тогда играть будет интересно).
А можно ли заказать роль?
Конечно. Перед началом игры вы всегда можете подойти к ведущему и попросить у него какую-нибудь роль. Следует понимать, что список ролей с целями и предысторией участникам никогда не показывается — это нарушило бы баланс игры. Поэтому имеет смысл просить не конкретную роль («я хочу быть пиратом»), а обрисовывать общий запрос. Например, так: «Мне хочется попробовать себя в роли ушлого жулика» или «Мне интересна роль роковой женщины-вамп». Ведущий подберёт что-нибудь подходящее.
Что делать, если мне не дали оружия? Как мне достигать своих целей?
Кто бы спорил: добрым словом и револьвером можно достичь куда большего, чем одним только добрым словом. С другой стороны, не всегда по жизни у нас есть такие сильные и внушительные аргументы, как, скажем, пистолет. Ищите варианты, смотрите на то, что у вас в реквизите. Как правило, это кому-то очень нужно. И возможно, этот кто-то обладает не только пистолетом, но и чем-то ещё более внушительным. Скооперировавшись, вы сможете реализовать свои цели, не прибегая к оружию напрямую. Ну а кроме такого варианта, есть ещё возможность блефа, шантажа, просьбы, подкупа и пр. Думайте, ищите варианты, обращайте внимание на других игроков. И всё получится.
Как относиться к результатам игры?
В ролевой игре отсутствуют выигравшие и проигравшие. Главная задача ролевой игры — дать участникам опыт, который может пригодиться впоследствии. Ну и конечно — доставить удовольствие от самого процесса. Соответственно, независимо от того, достигли вы поставленной цели или нет, анализируйте полученный опыт. Это может оказаться очень полезным.
А можно я сыграю ещё раз?
В одну ролевую игру можно играть только один раз. Связано это с тем, что в конце игры происходит вскрытие карт и игроки узнают тайны друг друга. Второй раз играть уже просто неинтересно.
Мне кажется, что моя роль какая-то маленькая. Вон у других целые трактаты, а у меня короткая записочка. Это значит, что у меня второстепенная роль?
Отнюдь. В ролевой игре нет второстепенных ролей. Любая роль может стать центральной — от которой будут плясать все остальные (что неоднократно и бывало). Вы можете ограничиться только своей ролью, но этим вы лишите себя и других большого удовольствия. И ценного опыта. Прописная истина: любую игру делают в первую очередь люди. И только от вас зависит, как пройдёт игра.
Мне, наверное, повезло — я выполнил своё задание за первые полчаса игры. Что мне делать теперь?
Если вы достигли своих целей, то не торопитесь расслабляться. Во-первых, вы могли ошибиться, и ваши игровые задачи ещё не выполнены. Надо всё перепроверить. Во-вторых, игра-то продолжается и всё, честно заработанное вами, могут отнять. Или кто-то своими действиями изменит игру настолько, что ваши цели будут признаны невыполненными. В-третьих, шаблонно следуя своим целям и не обращая внимания на происходящее, вы лишаете себя значительной толики удовольствия, которое может принести ролевая игра. Будьте шире вашей роли! Она лишь канва сюжета, который вы напишите, участвуя в игре.
Как сделать игру максимально полезной для себя?
Во-первых, максимально погрузитесь в вашего персонажа: какие у него привычки, характер, почему он стремится реализовать именно эту цель, почему у него именно такие отношения с другими персонажами и т. д.
Во-вторых, время от времени останавливайтесь и проводите инвентаризацию — что уже сделано, что ещё предстоит сделать. Подобные паузы помогут вам отслеживать свои действия и корректировать их по мере необходимости.
В-третьих, имеет смысл прислушиваться к обратной связи от других участников. Это бывает очень полезно.
В-четвёртых, помните, что любой опыт является ценным приобретением и способствует вашему развитию — если вы умеете делать правильные выводы.