Кажется, вполне очевидно: всем нужны деньги. Да, это правда, но не вся. Вы когда-нибудь задумывались, почему люди работают сверх положенного времени, в свои выходные, без отпуска, берут больше обязанностей, хотя им за это не платят. Что их заставляет это делать? К чему стремятся, что боятся потерять? Рассмотрим варианты возможных ответов.
Позитивная мотивация
- Вера в возможности и силы другого человека, его потенциал. Это своеобразный кредит, потому что вера, как правило, не основана на чём-то рациональном, а только на впечатлении и субъективном ощущении, что этот человек перспективен. Так иногда и говорят: «Я чувствую (вижу), из него выйдет толк». Такая вера в возможности сопровождается следующими позитивными эмоциями: воодушевлением, искренней радостью, восхищением от любых успехов, искренней благодарностью.
- Энтузиазм и соревнование. «Я сделаю это, мы сделаем это!». Данная эмоциональная мотивация требует хорошей энергетики, эмоционального подъёма, уверенности в полезности и необходимости своего дела. Ощущение причастности к чему-то большому и важному. Присутствует мотив самоутверждения: «Я смогу! Мы сможем!». Ощущение: «Я нужен команде! Только проявляя каждый себя, мы вместе достигнем успеха». Эмоции: уверенная целеустремлённость, высокий эмоциональный тонус и энергетика, энтузиазм.
- Ответственность за людей и проекты. Ответственность — это очень сильная мотивация. Если действительно субъективно человек чувствует на себе ответственность за что-либо (например, родители за воспитание ребёнка, менеджер, которому первый раз поручили большой и важный проект), то человек будет отдавать все свои знания и силы для достижения цели. У большинства людей есть чувство ответственности, поскольку каждый когда-либо за что-то отвечал. Это позволяло чувствовать свою значимость, необходимость для окружающих людей, особенно если они зависят от ответственного человека.
Ответственность подразумевает определенные права. Чем больше ответственность, тем больше прав, справедлива и обратная зависимость. Предоставляя другому человеку права, передавая полномочия, одновременно передаётся ответственность, повышается значимость принятых решений, поскольку они могут отразиться на других людях, повлиять на их судьбу. Эмоции этой позитивной мотивации: важность, уверенность, сосредоточенность, спокойное превосходство. - Мотивация, основанная на организованности и привычке работать. Тут ничего не нужно особенно создавать, необходимо только использовать сложившуюся привычку добросовестно работать и умение организовывать себя. Если у человека есть такие качества, то их нужно отметить, подчеркнуть. Полезными будут эмоции: доверие, искренняя благодарность, ощущение значимости.
- Вознаграждение успехом, признанием, счастьем. Хочется быть успешным и счастливым. Это признанные и устоявшиеся в обществе ценности, которые в рекламе не нуждаются. Однако к признанию и счастью ведут не все пути, но если человек открыл для себя ту дорогу, которая приведёт его к процветанию (или ему помогли её найти), то он будет работать мощно, усердно, целенаправленно. Эмоционально стремление к счастью может выражаться в уверенности, энтузиазме, высокой энергетике, спокойствии.
Негативная мотивация
- Страх потерять имеющееся. Например, положение, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, перспективы роста, и т. п. «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Иногда достаточно напомнить, чего может лишиться человек, чтобы вызвать желание бороться за сохранение существующего положения. Эмоции: опасливая настороженность, огорчение, сожаление. Часто человек просто привыкает к существующему достатку, не задумываясь о том, что всё можно потерять. Поэтому иногда сама мысль об утрате чего-либо ценного может служить мотивацией к энергичной работе.
- Недовольство собой и результатами своих действий. Можно назвать по-другому — мотивация от противного. Надо только вызвать у человека стойкое убеждение, что он — противный и пока такой, радоваться нечему, надо исправлять ошибки и своё поведение, выход есть. Конечно, одновременно правильно указать, каким надо быть, какое поведение будет поощряться. Ещё вариант: человек делает всё хорошо, но может лучше. Недовольство собой может быть вызвано ощущением, что сделано не всё, что можно, и не самым лучшим образом. Эмоции: разочарование, легкая печаль, грусть, сожаление.
- Желание кому-то что-то доказать. Многим хочется быть не просто хорошим, а обязательно лучше других. Но то, что ты достойнее, нужно доказать, одних утверждений недостаточно — «факты в студию». Поэтому их нужно добыть, заработать, сделать, это будет всем доказательством, что я лучше, «круче». Например, существуют объективные показатели эффективности: количество заработанных денег, заключённых договоров, обслуженных клиентов. Это всё может быть мотивацией, которая бесспорно будет доказывать превосходство менеджера в профессиональной деятельности. Эмоции: ирония, сарказм, удивление, возмущение.
- Желание «сделать» окружающих. Похоже на предыдущую мотивацию, но тут не главное доказать, что ты лучше, а главное, чтобы другие были хуже. Иногда для этого нужно начать хоть что-то делать, чтобы понимать: а они это не умеют! Эмоции: хорошая энергетика, сожаление, интерес, недовольство.
- Чувство вины. Часто люди, субъективно ощущающие себя виноватыми, стараются свою вину «загладить», исправить положение. Конструкция этой негативной мотивации обычно следующая: ты виноват, а это значит… Далее идёт список дел, которые смогут оправдать провинившегося. В этой негативной мотивации есть недостатки. Так, например, вместо желания исправить положение может появиться протест, сопротивление. Многие люди, когда чувствуют себя виноватыми, начинают защищаться и нападать в ответ. Эмоции: разочарование, сожаление, недовольство, интерес.
Подумайте, чем руководствуетесь вы? А ваши подчинённые, если такие есть? Когда точно понимаешь мотивацию к работе свою или другого человека, то есть возможность ею целенаправленно управлять, открывать новые возможности, развивать сильные стороны, получать удовольствие от любимого дела.
Похожие статьи
Здоровье, красота, работа с телом
Слушать свое тело
10 000 ламп Аладдина
Семья, дети
Статьи тренеров Синтона
С какого возраста нужно приучать ребенка к самостоятельности?
Мужчина и женщина
Во что полезно верить «мастеру знакомств»
Тренинги и тренеры
Курсы ораторского искусства в Москве
Ложь, тревога и современная техника