Заказать звонок
Зейгарник Блюма Вульфовна

Зейгарник Блюма Вульфовна (9.11.1900, г. Пренай, Литва — 24.02.1988, Москва) Психолог, доктор психологических наук (1960), профессор (1965). Окончила психологическое отделение философского факультета Берлинского университета (1927). Зейгарник начала свою научную деятельность под руководством берлинского психолога Курта Левина. Обнаруженный в дипломной работе Зейгарник факт преимущественного запоминания незавершенных действий вошел в мировую литературу под названием «эффект (или феномен) Зейгарник».

Зейгарник работала в психоневрологической клинике Всес. Института экспериментальной медицины (ВИЭМ) вместе с Л.С.Выготским, применяя идеи культурно-исторического подхода к пониманию патологии психики (1931). В годы Великой Отечественной войны Зейгарник занималась восстановлением высших психических функций после черепно-мозговых ранений в восстановительном госпитале г. Кисегач под руководством А. Р. Лурия. После войны (1943-1967) Зейгарник возглавляла лабораторию патопсихологии НИИ Психиатрии МЗ РСФСР одновременно (с 1949 г.) на преподавательской работе в МГУ им. М.В.Ломоносова.

Зейгарник — организатор системы переподготовки и повышения квалификации практических патопсихологов страны, руководитель Всероссийских патопсихологических семинаров (с 1960 г.), почетный член и член Президиума Общества психологов СССР, председатель секции медицинской психологии. Участвовала в международных психологических конгрессах, на XVIII Международном психологическом конгрессе в Москве и XIX Международном конгрессе в Лондоне была организатором и сопредседателем секций патопсихологии. Выдающийся вклад Зейгарник в разработку психологических проблем был оценен Американской психологической ассоциацией, присудившей ей премию имени Курта Левина (1983).

Зейгарник Блюма Вульфовна — один из создателей факультета психологии МГУ, кафедры нейро- и патопсихологии. В течение более 40 лет ею разрабатывались проблемы патологии психики при душевных заболеваниях. З., опираясь на теоретические положения отечественной психологической школы Л. С. Выготского — А. Н. Леонтьева — А. Р. Лурии, создала новую научную область — экспериментальную патопсихологию, имеющую свой предмет, понятийный аппарат и методический инструментарий. Ею подготовлено большое число специалистов, работающих в настоящее время в различных областях психологии. Труды Зейгарник в области патопсихологии открыли возможность для становления новой сферы психологической практики.

В 1978 г. профессору Зейгарник была присуждена Ломоносовская премия (1-й степени) за цикл работ, посвященных проблеме нарушений психики при различных психических заболеваниях, коррекции и реабилитации психически больных (работы опубликованы в 1962-1976 гг.). В работах этого цикла дано теоретико-методологическое обоснование психологического изучения патологии психики у психически больных, показано, что при различных психических заболеваниях выявляются принципиально те же закономерности функционирования психики, что и в норме: изменяются лишь условия, при которых обнаруживаются данные закономерности. Как в норме, так и при психических заболеваниях основным источником развития является социальная среда, окружающий больных мир человеческой культуры. Собственная активность больных — основной симптомообразующий фактор. Психологические механизмы участвуют в формировании психопатологической картины заболевания, следовательно, психологические коррекция и реабилитация больных является необходимым условием их возвращения к полноценной социальной жизни, условием восстановления их психического здоровья. В исследованиях З. показано, что распад психики не есть негатив ее развития, дано теоретическое и экспериментальное обоснование этого положения. Последнее важно как для решения исследовательских задач в области патопсихологии, так и для практической работы психологов в этой области.

Результаты исследования патологии познавательной деятельности (мышления, прежде всего) при психических заболеваниях обобщены в монографии «Патология мышления», М., 1962 (издана во многих странах). В ней впервые дано развернутое теоретическое обоснование подхода к изучению психологической феноменологии нарушений мышления, описан комплекс методических приемов, адекватных для решения этой задачи, представлена оригинальная систематизация нарушений мышления. Последняя дает в руки исследователей и практиков ключ к пониманию генеза этих нарушений, открывает возможности для их более дифференцированной диагностики, позволяет использовать эти данные для установления нозологического диагноза в психиатрии. Данная типология широко используется как в нашей стране, так и за рубежом. Исследования патологии личности при психических заболеваниях, обобщенные в монографии «Личность и патология деятельности». М., 1971. Показано, что психологическое изучение аномалий личности важно как для познания природы психических болезней, так и для анализа структуры нормально протекающей психической деятельности. Дано описание различных типов мотивационно-личностных нарушений, теоретически обоснована и эмпирически доказана роль личностного фактора в строении патологически измененных психических процессов, намечены пути и средства возможной психологической реабилитации больных за счет использования сохранного личностного потенциала; намечены перспективы изучения патологии личности, необходимые для понимания природы сложных психопатологических явлений. Среди работ Зейгарник особое место занимает учебник (Патопсихология. М., 1986), адресованный студентам, обучающимся психологии. Это первое в отечественной психологии издание подобного типа, содержащее в систематизированном виде целостное представление о патопсихологии как особой области знания; в нем обсуждается также вопрос о месте патопсихологии в системе других наук, о значении патопсихологических исследований для решения общетеоретических проблем психологии. В настоящее время переизданный неоднократно учебник Зейгарник служит одним из основных учебных пособий при подготовке в университетах специалистов по психологии.

На факультете психологии МГУ Зейгарник читала курс патопсихологии, спецкурсы по патологии мышления, зарубежным теориям личности.

Основные научные труды

К проблеме понимания переносного смысла слов или предложения при патологических изменениях мышления// Новое в учении об апраксии, агнозии и афазии. (1934);
Нарушения мышления при психических заболеваниях (1957);
Патология мышления. (1962);
Введение в патопсихологию (1969);
Личность и патология деятельности (1971);
Основы патопсихологии. (1973);
Патопсихология. (1986);
Очерки по психологии аномального развития личности. (1980, в соавт.);
Теория личности К. Левина. (1981);
Теории личности в зарубежной психологии. (1982).

Ближайшие тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (10.04.2019 г.)
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
лучшие техники убеждения
сообщества переговорщиков»
Тренинги
Запись вебинара
«Осторожно: конфликт!»
Тренинги
Видео «Современный нетворкинг»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 апреля 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара Н.И.Козлова
«Психология успеха»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
лучшие техники убеждения
сообщества переговорщиков»
Тренинги
Партнерская программа Синтона
Тренинги