Рефрейминг (лат. re — приставка обозначающая противоположное действие + англ. frame — создавать, конструировать, формулировать и др.) — понятие, обозначающее особую поведенческую модель установления контакта с определенной частью личности, которая порождает одно поведение и блокирует другое. После установления такого контакта у психотерапевта появляется возможность намеренного замещения негативного или патологического симптома приемлемым другим симптомом или поведением, что устраняет «неразрешимую» ранее для человека проблему и позволяют ему более эффективно функционировать.
Технология рефрейминга была разработана Ричардом Бендлером и Джоном Гриндером в 80-х гг. ХХ века. Под рефреймингом обычно ещё понимают переформулирование, изменение контекста или представления о ситуации, проблеме. Рефрейминг — универсальный навык. В широком смысле рефрейминг — это умение смотреть на ситуацию из разных перспектив.
Разрабатывая технологию рефрейминга, Бендлер и Гриндер опирались на ряд базовых положений, которые они вывели из своих наблюдений и психотерапевтической практики:
1) лучше иметь выбор, чем не иметь выбора;
2) существует и подсознательный выбор;
3) люди имеют ресурсы необходимые им, чтобы измениться, задача лишь в том, чтобы помочь им овладеть соответствующими ресурсами в соответствующих ситуациях;
4) любой фрагмент поведения имеет позитивную функцию в некоторых условиях;
5) со стороны психотерапевта бессмысленно и безответственно просто менять поведение людей, не принимая в расчет очень важное понятие под названием «вторичная выгода»;
6) мы полагаем, отмечают Бендлер и Гриндер, что предъявляемый человеком поведенческий стереотип — каким бы странным или несуразным он ни казался — есть самая удачная реакция, доступная ему в данной ситуации, поскольку за поведением всегда стоит не известная нам подсознательная цель.
С помощью технологии рефрейминга появляется возможность выяснить — в чем заключается вторичная выгода некоего поведения — и позаботиться о ней, как о неотъемлемой части процесса порождения изменения в данной области поведения.
В настоящее время разработаны несколько вариантов рефрейминга и число их все время увеличивается. К разновидностям рефрейминга относятся: рефрейминга содержания (в двух видах: рефрейминга смысла и рефрейминга контекста), рефрейминга переговоров и др.
Первым был разработанный Р. Бендлером и Д. Гриндером шестишаговый рефрейминг или рефрейминг переформирования поведения. Этот рефрейминг представлял собой модель, использующую сознательный разум человека в качестве «курьера», который отмечает внутренние реакции в ответ на запрос психотерапевта и сообщает каковы они. План сознательного рефрейминга включает следующие шаги:
1) определение варианта поведения (Х), подлежащего изменению;
2) установление отношений с частью личности, ответственной за этот способ поведения;
3) проведение различия между поведением (стереотипом Х) и действительным намерением части личности, ответственной за это поведение;
4) создание новых альтернативных вариантов поведения, удовлетворяющих намерению;
5) формулирование вопроса части личности, ответственной за стереотип Х: «Хочешь ли ты взять ответственность за использование трех новых вариантов поведения в соответствующих условиях?»;
6) экологическая проверка: «Есть ли у меня какая-либо другая часть, возражающая
В определенной мере рефрейминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий.