История и состав Харьковской психологической школы
К нач. 1930-х гг. идеологическая атмосфера в Москве начала сгущаться. Относительно безопасней было на периферии. Это стало главным мотивом отъезда (бегства) ученых из Москвы. Первым приютом в Харькове для Лурия, Леонтьева, Запорожца оказалась Всеукраинская психоневрологическая академия (Харьков в те годы был столицей Украины).
Харьковская психологическая школа зародилась в 1932 г. когда группа московских психологов, учеников Выготского (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Т. О. Гиневская, Л. И. Божович) переехала в столицу Украины того времени, Харьков, где была дополнена примкнувшими к ней местными психологами (такими как П. И. Зинченко, П. Я. Гальперин, В. И. Аснин, Г. Д. Луков, а затем и К. Е. Хоменко, В. В. Мистюк, Л. И. Котлярова, Д. М. Дубовис-Арановская, Е. В. Гордон, Г. В. Мазуренко, О. М. Концевая, А. И. Розенблюм, Т. И. Титаренко, И. Г. Диманштейн, Н. Н. Соломах[ин?]а и Ф. В. Бассин). Леонтьев в своей автобиографии указывает, что в 1936-37 годах Харьковская психологическая школа насчитывала 15 сотрудников.
Представители Харьковской психологической школы работали и развивали идеи Л. С. Выготского в 30-е гг. (примерно с 1931 по 1941 г.) в ряде учебных и научных учреждений Харькова, таких как Украинская психоневрологическая академия (в прошлом Украинский научно-исследовательский психоневрологический институт), Украинский научно-исследовательский институт педагогики, Харьковский государственный педагогический институт им. Г. С. Сковороды, Харьковский педагогический институт иностранных языков. Леонтьев принимал непосредственное участие в работе Харьковской психологической школы в период с 1931 по 1935 г.: в 1935 г. Леонтьев вернулся в Москву, в то время как заведование кафедрой психологии педагогического института, центральной организации школы, взял на себя Запорожец. Исследования этого периода легли в основание психологической теории деятельности. Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую диссертацию. На методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного войной (1941-1945) многие исследования продолжились в Москве и Харькове.
Научный вклад Харьковской психологической школы
Основные направления исследований в Харьковской психологической школе включали эмпирические исследования таких разнообразных психических явлений и процессов, таких психических действий как:
простейшие орудийные действия ребенка (Гальперин);
сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин, Запорожец, Леонтьев);
двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин);
умственные действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин, Запорожец, Хоменко);
формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Гиневская, Котлярова);
мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании (Зинченко);
генезис эстетического восприятия у детей (Арановская, Запорожец, Хоменко, Концевая, Титаренко);
осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков);
формирование понятийного мышления у детей (Концевая).
История Харьковской психологической школы и отношение ее исследований этого периода к идеям Л. С. Выготского представляют собой в известной степени «белое пятно» в историографии психологии. Некоторые работы Харьковской психологической школы либо публиковались в малодоступных и малотиражных сборниках тех лет (главным образом, на украинском языке), либо остались неопубликованными. В настоящее время в связи с возросшим интересом в мировой психологии к традиции культурно-исторической психологии Выготского и интенсивным поиском своих оснований и направлений развития деятельностной психологии и теории деятельности А. Н. Леонтьева представляется необходимым реконструировать этот этап развития отечественной психологической науки во всей его полноте.
Послевоенный период и до наших дней
Все исследования были прерваны началом Великой Отечественной войны. После войны значительная часть Харьковской психологической школы переехала в Москву, в то время как оставшиеся в Харькове П. И. Зинченко, В. И. Аснин и их сотрудники продолжали интенсивные исследования в области психологии памяти, инженерной психологии и развивающего обучения (известная также как система Эльконина-Давыдова) на базе Харьковского педагогического института им Г. С. Сковороды (под руководством Аснина), а также Харьковского педагогического института иностранных языков и Харьковского университета (под руководством Зинченко, позднее Г. К. Середы). 5 сентября 2000г. был создан факультет психологии (деканом, которго по сегодняшний день является Лактионов А. Н.)