Заказать звонок

Как приучить ребенка к самодисциплине, чтобы он воспринимал это как радость, а не как каторгу?

Психолог, консультант по деловым, личным, семейным и детско-родительским вопросам, сертифицированный тренер по эриксоновскому гипнозу.

Иногда ответ на это может быть простым: если есть успешные родители, которые умеют это делать, мы можем просто подсмотреть, как они это делают. Оказывается, они это делают по-разному: когда-то требовательностью, когда-то четкостью просьб, когда-то ― умением воодушевлять или собственным примером. Кто-то умеет рассказывать о самодисциплине так, что после него это воспринимается как высокий образец жизни, кто-то дает простые и полезные подсказки, так что любое дело оказывается несложным. А ведь дисциплина и самодисциплина ― это ведь не какое-то особое дело, это совсем обычные дела: умыться, вовремя собраться на улицу, убрать игрушки, помочь маме накрыть на стол, погулять с собакой. Этому можно научиться. Этому учат детей хорошие родители.

Это могут быть не обязательно родители: иногда такими учителями оказываются школьные учителя, иногда ― руководители, которые воспитывают себе качественных сотрудников. Такие люди есть ― учитесь у них, замечайте и берите в свою жизнь их находки. Жизнь богата, если вы будете внимательны, вы обязательно найдете варианты, которые вам подойдут.

Сам путь научения ребенка ― очевиден, прост и доступен. Сначала родитель учит ребенка выполнять нужные дела. Постепенно, когда видно, что ребенок уже начинает справляться сам, родитель помогает только в моменты затруднений и усталости, ― и радуется достижениям ребенка, пусть даже небольшим. И, наконец, наступает момент, когда ребенок начинает делать дела сам, так, как его учили.

Казалось бы, все просто, но это делают не все, и не у всех все это получается. Что здесь оказывается важным?

Первое ― методичность. Постоянство. Разовые воспитательные акции эффекта не дадут, ребенок по-настоящему воспитывается только тогда, когда он живет в соответствующей атмосфере, когда сказанное утром к вечеру не забывается, не отменяется, когда слова родителей не импульсивны, не случайны, когда хорошо обдуманные слова превращаются в закон и образ жизни.

Во-вторых, общий позитив, хорошие отношения между детьми и родителями. Если контакта нет, если старшие и младшие враждуют, тем более, если старшие давно проиграли эту войну ― никакого обучения дисциплине и самодисциплине невозможно. Как сохранять контакт с детьми и поддерживать свой авторитет ― отдельный разговор и другая тема.

А третье ― это умение быть требовательным и, когда необходимо, применять силу. Сейчас это не модно ― говорить о необходимости когда-то применять силу, но без этого никакая дисциплина невозможна. Не важно, нравится или не нравится вам необходимость когда-то применять силу, просто дисциплина ― это такая вещь, которая стоит обязательно в том числе на силе. Не только на ней, но на ней в том числе. Силу уважают, сила эффективна. И если папа умеет говорить спокойно и сильно так, что все понимают: «Это сделать надо!», все происходит спокойно. Потому что папа сказал. А через какое-то время так же спокойно и сильно начнет говорить ребенок, который имеет такого папу как образец. И когда у него самого появятся такие слова и такие интонации, люди будут слушаться его, и, что еще важнее ― он сам будет слушаться себя. Сам себе сказал — и сам сделал то, что наметил. А это и есть ― самодисциплина.

При этом самодисциплина бывает разного качества. Бывает самодисциплина строгая, иногда даже тяжелая и палочная, бывает самодисциплина умная, бывает самодисциплина естественная, легкая. Наверное, лучшая самодисциплина строгая, умная и легкая одновременно. Такое тоже возможно, но тогда родители, которые учат самодисциплине, должны быть не только требовательными, но еще умными, умеющими доходчиво и интересно объяснять, зачем нужно то или иное. А еще ― веселыми, радостными, умеющие воодушевлять и рождать желание.

Действительно, речь о дисциплине заходит, когда человек выбирает между делом и бездельем, и тогда в самодисциплине два момента: первое ― делать то, что нужно, и не делать то, что сейчас делать не следует. Чтобы не делать то, что не следует ― достаточно силы и требовательности. Нельзя — и все. Тут как-то все проще. А вот делать то, что нужно, когда делать не хочется ― одной требовательности бывает маловато. Тут всегда хочется и понимать, ради чего это нужно, и быть воодушевленным тем далеким результатом, ради которого нужно откладывать то, что так хочется и интересно.

Итак, уважаемые друзья, дорогие родители: нам хочется, чтобы наши дети следили за собой сами и делали все без наших напоминаний и понуканий. Все правильно, все реально. Мы это обязательно сделаем, осталось немного: самим начать жить требовательно и умно, приучить себя к методичности и общему фону радостности. Хорошая задача. Справимся, коллеги?

Ближайшие тренинги
Видео «Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 10 июля 2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Видео «Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее.»
Тренинги
Видео «Эмоциональный интеллект:
как управлять собой и другими»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (10.04.2019 г.)
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги