Заказать звонок

Критика без критики

Так уж повелось, что критику мы чаще всего не любим. Потому что она неприятна. А как же быть? Неужели для сохранения хороших отношений нужно совсем перестать говорить о своих замечаниях или пожеланиях? Или все-таки можно делать это так, чтобы человеку не было обидно и даже наоборот — было бы полезно и даже приятно? Да, можно. Итак, давайте разбираться.

Как мы критикуем? Зарисовка из жизни. Хороший человек Вова обращается к не менее хорошему Сергею: «друг, расскажи, что ты думаешь про меня?». «Ты уверен?» — на всякий случай уточняет деликатный Сергей. «… ммм… Да!» — как будто в прорубь ныряет смелый Владимир. «Ну, тогда слушай….» — соглашается друг, и выдает просителю всю правду. «Вся правда» означает и нелицеприятные высказывания, и личные недовольства, и мнение о не очень красивых чертах характера (о красивых как-то не принято говорить, «и так всем известно»), и много еще того, о чем бы знать хотелось, но не в такой царапающей душу и ум форме. С одной стороны — «сам напросился», а с другой стороны — запрос был на объективную информацию, а не на высказывание обид и колкостей. Да?

Когда вопрос «про критику» встает на занятиях в Синтоне, это не праздное любопытство: работа во время тренингов плотная, хочется получить на себя «обратную связь» (это специальный термин, которым мы обозначаем получение информации «со стороны», информации о том, как было воспринято мое поведение и вообще я в целом). А обратная связь — может быть качественной, а может быть и другой (когда не понятно что делать, да еще и «осадок» на душе).

А что это такое — обратная связь высокого качества?

На авансцену выходит пара: Ольга и Стас. Они только что работали вместе, выполняя игровое упражнение. Ольга была «как бы слепой» (т. е. ходила по залу с закрытыми глазами, целиком полагаясь на зрячего Стаса), а Стас выполнял роль «поводыря», который должен обеспечить своей подопечной интересную и при этом безопасную прогулку (прогулка была насыщенной: встречи с другими людьми вслепую, рисование маркером на доске, ощупывание знакомых предметов с закрытыми глазами, захватывающее хождение по стульям и прочие интересности). Итак, ребятам предстоит на своем примере разобрать технологию обратной связи высокого качества.

Сначала — общая теория. Дело в том, что качественная обратная связь делается по простой схеме: «плюс — минус — плюс». Разберем подробнее:

«Плюс»: для того, чтобы нас начали слушать, нужно сделать нечто приятное. Хорошим началом будет упоминание о том, что вам в собеседнике или в его действиях понравилось. А ведь всегда можно найти плюсы, главное — вспомнить, постараться. Начните с плюсов, и «люди к вам потянутся». Слишком часто мы начинаем с неприятностей, тем самым настраивая слушающего нас человека против. Эффективнее — работать на позитиве. Итак, начинаем с приятного, подчеркивая то, что нам понравилось и что мы считаем положительным.

«Минус»: но это не значит, что на этом этапе мы «рубим правду-матку», поливая раскрывшегося нам на встречу собеседника грязью. Наоборот, мы продолжаем создавать теплую атмосферу, акцентируя наше внимание не на том, что плохо, а на том, что можно сделать лучше. Чувствуете разницу? Не «мне не понравился тон твоего голоса», а «мне было бы приятнее, если бы ты в следующий раз говорил со мной чуть добрее, приветливее». Если мы просто выражаем недовольство, то слушателю остается непонятным, что же, собственно, с этим делать. А если мы сразу подсказываем удачные варианты исправления ситуации — становится яснее. Да?

«Плюс»: даже если вся предыдущая беседа была исключительно позитивной, не лишним будет еще раз «удобрить почву» дополнительной пригоршней полезных «минералов». Так, вы можете либо еще раз подчеркнуть те приятные моменты, о которых упомянули в самом начале (будьте щедры на похвалу), либо подсказать удобные способы решения тех вопросов, речь о которых вы завели на этапе «минуса». Т. е. на завершающем «плюсе» ваша задача — убедиться в том, что человек после вашей обратной связи остается в хорошем настроении и с четким представлением о том, что и как ему можно будет сделать для улучшения себя любимого.

Наши герои, Стас и Ольга, внимательно выслушали, наступает время попробовать. Сейчас обратную связь будет давать Ольга. Тем более — есть что сказать:

«Стас, спасибо тебе за прогулку! Мне очень все понравилось, было достаточно необычно исследовать все с закрытыми глазами, и, признаться, я поначалу даже слегка боялась, так как делаю подобные эксперименты не каждый день. И поэтому тебе огромная благодарность за то, что ты был ко мне очень чуток, вел меня бережно, аккуратно, и через несколько секунд после начала нашей прогулки я уже чувствовала себя совершенно спокойно, потому что знала — ты рядом (Ольга все время смотрит на Стаса тепло, с благодарностью, держа надежного мужчину за руку — да, так “плюс” будет воспринят лучше). Плюс ко всему, есть пара пунктиков, по поводу которых я хочу обратиться к тебе с просьбой. Во время нашей прогулки, когда ты для меня и еще одного “слепого” организовал танец, я бы хотела потанцевать чуточку дольше, потому что ощущения в танце — незабываемые. И иногда я бы хотела, чтобы ты спрашивал меня, куда я хочу пойти, особенно когда я уже освоилась и стала посмелее. Со своей стороны я обещаю в подобной ситуации сама обратиться к тебе с просьбой и с предложением, чего бы мне хотелось поделать. И буду тебе очень благодарна, если ты мне поможешь. Вообще, мне очень повезло в том, что именно ты оказался моим “поводырем”. Я даже узнала тебя с новой стороны: как человека, с одной стороны, очень мужественного и надежного, а, с другой стороны, как очень чуткого, внимательного и заботливого, готового в любой момент прийти на помощь, аккуратно и мягко поддержать. Спасибо, мне было с тобой в этой прогулке очень приятно!» (Стасу в этот момент и самому стало очень приятно, что он не преминул выразить своей довольной улыбкой).

Мы надеемся, что тот пример, который показала Ольга, вдохновит и вас попробовать эту простую схемку — «плюс — минус — плюс». Это просто, главное — помнить об этом. Ведь мы даем обратную связь не для того, чтобы сделать человеку неприятно, а для того, чтобы сделать его и наши с ним отношения лучше.

Авторы: Швецов Д., Струкова А.
Размещено на сайте http://www.syntone.ru. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

 

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для VIP-пакета тренингов Дмитрия Устинова
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (от 24 февраля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видео «Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги