Заказать звонок

Принципы сертификации

Когда мы начинали в Синтоне вести тренинги по эриксоновскому гипнозу и НЛП, встал вопрос о том, как сертифицировать группу.

Почему и для чего проводится сертификация:

Другие центры Росси выдают сертификаты о прохождении ЭГ.

Человек прошел длительный курс в объеме 144 часов и ему бы хотелось иметь какой-либо документ.

Это позволяет повысить мотивацию и ответственность участников.

Это способ отличать «научившихся» от «отходивших».

Возникает вопрос — как проверить квалификацию? То есть, как определить научился человек или нет? Знания определить достаточно просто: можно раздать группе контрольные вопросы и собрать письменные ответы. Таким образом можно проверить выучивание студентами конкретных теоретических положений, терминов.

Да, так можно проверить знания, но ЭГ и НЛП учит навыкам, а не знаниям! Как достоверно проверить навык?

Можно в конце курса провести сертификацию так, как это делается во многих других Центрах. Студентам предлагается распределиться на тройки. Один заявляет ситуацию, с которой хотел бы поработать, второй работает, а третий наблюдает. Далее они меняются ролями.

С нашей точки зрения — это формальный подход к сертификации, который не позволяет определить квалификацию должным образом. Во-первых, один учащийся не в состоянии определить квалификацию такого же другого. Приглашать сторонних специалистов дорого и сложно. Во-вторых, через 140 часов проведенных вместе (это еще если между сессиями не встречались, что, как правило, бывает) все с удовольствием поставят друг другу хорошие оценки.

Или просто: потому что добрый, или потому что он через 15 минут меня оценивать будет. Или, наоборот, поставит плохие оценки просто потому что…

Если в тройки объединяются по собственному желанию, то это напоминает экзамен, на котором я знаю какой билет вытяну, и какие дополнительные вопросы мне задаст преподаватель. Достоверность таких оценок можно даже не обсуждать – это абсолютно случайный выбор. Приглашать сторонних наблюдателей и устраивать жеребьевку среди участников, конечно, можно, но при работе с каждым конкретным клиентом в каждой конкретной ситуации не всегда надо ставить сигналинг, амнезировать, делать временную регрессию или каталепсию с галлюцинациями. Как проверить, что он этому научился?

Тоже как повезет?

(А повезет! Обязательно повезет после 140 часов, проведенных вместе ).

Таким образом, по прежнему остается открытым вопрос – как проверить навыки?

А чему мы учим? Мы учим воздействовать. Мы учим понимать свои цели и задачи, формулировать их и достигать. Мы учим выявлять мотивации других людей, воздействовать на себя и на других для достижения целей (своих или другого). Именно для этого мы учим наводить транс, ставить сигналинг, давать команды и всему прочему, что и проходится на 6 сессиях. Это инструменты, а не просто цели. Не может быть целью студента ответить на вопросы ХСР, навести транс, углубить его одним из методов и вывести.

Если проводить сертификацию по технически выполняемым элементам гипноза, то это, в конечном счете, может привести к серьезной подмене самой цели и ценности этого тренинга – выработки навыка достижения цели. Может быть, поэтому периодически слышно, что НЛП и ЭГ – это «набор техник». НЛП и ЭГ — это ни в коем случае не набор техник! Это один большой живой и целостный инструмент для достижения цели, для получения конечного результата. Не нужно делать отдельные элементы лишь потому, что я этому научился – надо делать то, что приведет к результату. Нельзя приучать студента демонстрировать элементы гипноза – надо учить его достигать результата наиболее простым, наиболее коротким способом!

Как же проверить то, что человек научился этому?

Мы предлагаем учащимся за время обучения выполнить квалификационную работу.
В чем она заключается? – На последнем занятии участникам раздается список группы, и в этом списке участники должны отметить тех, кого бы они порекомендовали своим знакомым, близким и родным для решения их задач. Единственным условием является то, что плюсы нельзя ставить всем – нужно поставить 3 и более минусов.

Почему, с нашей точки зрения, это отражает полученный навык, с одной стороны, и повышает мотивацию к обучению, с другой:

1 – мы учим ставить цели, воздействовать (скрыто и открыто) не только в рамках конкретных упражнений на группе, но и в своей жизни. Таким образом, мы можем проверить реальные результаты на членах группы – по анкетам.

2 – участники предупреждаются о данной системе сертификации на ПЕРВОМ занятии, и ведущие напоминают об этом почти на каждом последующем. У всех достаточное количество времени выявить мотивации, подстроиться по ценностям, утилизировать ошибки.

3 – группы многочисленны, и нужно не только выявить мотивации, но и проявить достаточную гибкость. С одним — быть более директивным, с другим — мягче, с кем-то нужно работать конкретно, а кто-то больше любит неформальные трансы.

4 – большая достоверность, так как учитываются мнения всех, а не одного случайного наблюдателя в одном конкретном упражнении

5 – студент замотивирован выполнять упражнения с разными людьми, а не с двумя-тремя, с кем легче и приятнее.

6 – студент стремится к овладению ЭГ, т.к. большинство (при благоприятном раскладе) будет его рекомендовать родным по тем результатам, которые были получены при выполнении упражнений именно с ним.

7 – такой подход работает на сплочение группы и установление в ней теплой атмосферы (потому что все общаются со всеми).

8 – стимулируется выработка наблюдательности (калибровка).

Нам бы хотелось здесь еще раз отметить саму формулировку задания:
«Поставьте пожалуйста плюс напротив того человека, к которому бы Вы направили своих близких. Это Ваше личное, субъективное мнение. Вы оцениваете не квалификацию, а выражаете свое личное мнение, которое ни в коем случае не будет расцениваться как объективная оценка квалификации».

Более того, на первом занятии мы специально говорим о том, что «вы можете договориться, кто кому ставит плюсы». В результате этим изящным ходом пользуются, почему-то, не все.

Отметим еще один момент: наличие минусов при оценке студентов не свидетельствует о том, что кто-то обязательно не получит сертификат. Часто минусы распределяются ровно по всей группе. С другой стороны, тренер может принять единоличное решение о выдаче сертификата (студент мог присоединиться на последнее занятие и группа его еще не знает, другие причины…).

Поскольку нужно поставить 3 минуса (без них не получается – в конце курса все готовы поставить всем по 10 плюсов), то каждый получает по несколько минусов. Это нормально. Но из раза в раз наблюдается один и тот же результат – у всех по 3-6 минусов, а у нескольких – 15-17. Это уже не случайность!

Таким образом, при решении о выдаче квалификационного сертификата учитываются два фактора: наблюдения тренера и количество баллов, набранных студентом.

Тренер оценивает студента, опираясь на формальные признаки:

Активность при обсуждении.

Вопросы, которые задает учащийся.

Обратная связь от «клиентов» при выполнении того или иного упражнения.

Выполнение заданий.

Выполнения отдельных элементов и прочее.

Вторым важным элементом в принятии решения о сертификации является квалификационная работа — оценки группы.

Тренер оценивает квалификацию, а группа — личную симпатию к специалисту.

Если человек не получил квалификационный сертификат — ему группа и тренер объясняют «почему» и рассказывают, на что обратить внимание. Часто рекомендуется пройти еще раз какие-то части (бесплатно!). Часто нужно доработать какие-то очень конкретные навыки.

И после этого можно придти на 5 сессию к другой группе, где тренер сам следит за выполнением заданий. Если группа поставила много минусов, то может подойти 5-7 человек и поручиться за этого участника — тогда тоже сертификат будет выдан.

Рекомендуемый тренинг
Эриксоновский гипноз

НЛП-практик

Ближайшие тренинги
Видео «3 способа избежать эмоционального выгорания в работе с людьми»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозаписи вебинаров и тренингов СИНТОНА
для бизнеса, карьеры,
отношений и саморазвития
Тренинги
Видео «Как мотивировать людей с учетом психотипа личности»
Тренинги
Запись вебинара
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги
Запись вебинара
«7 причин, почему вы не замужем
и как все исправить за 100 дней»
Тренинги
Видео «Убедить за 90 секунд»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (21.04.2019 г.)
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 26 ноября 2019 г.)
Тренинги
Запись вебинара
«Виды любви»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (22.05.2019 г.) Copy
Тренинги
Видео «Мужская уверенность. Как отстаивать свои интересы.»
Тренинги