Заказать звонок

Два письма

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

НА ТЕМУ СИНТОНА И ДУХОВНОСТИ

Открытое письмо Растопчина Виталия Дмитриевича к синтоновцам г. Краснодара и лично Н. И. Козлову. И такой же открытый ответ Николая Ивановича Козлова
Привет вам, очарованные Синтоном! Я — практический психолог. И как коллега Николая Ивановича Козлова, не могу не восхищаться его детищем. Оригинальный, профессионально-блистательный ум Н.И. создал прекрасный подготовительный класс Школы позитивного мышления, где происходит освобождение от оков предвзятости и псевдосмыслов в жизни. Вот она, долгожданная свобода! Свобода от чего? И для чего? Мой первый опыт погружения в свободно-раскованную атмосферу краснодарского Синтона показал, что для многих это — тусовка, восполняющая дефицит общения, стимулирующая выброс адреналина в кровь и созидающая волны чувственной эйфории на поверхности сознания. А погружение синтоновцев, рискнувших посетить мой семинар, в глубины собственного бессознательного показало полное отсутствие всякого присутствия там Синтона. Внешне — веселое бурление и остроумное искрение оказались карнавальными масками. В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к «занятиям любовью», которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте. Вот и Вы, Н.И., подводя итоги, грустно констатируете, что наплодили тысячи жизнерадостно-безответственных индивидуалистов, свободных от любых обязательств и порой бездушно-жестоких в своей свободе. Снимаю шляпу перед вашей честностью и мужеством. Ошибаться может каждый из нас, но много ли сегодня тех, кто признает свои ошибки, да еще публично? Дай Бог вам успеха в строительстве Солнечного дома, но мне кажется, что нечто главное вы все же упускаете из виду. Вы пишете: «Синтон-программа — уникальный цикл групповых занятий по тренингу общения, личностному развитию, социальной адаптации, семьеведению и сексологии». И тут же: «Это целостная программа духовного развития и нравственного воспитания». Давайте разберемся. Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда причем здесь духовность, которую компетентные в этой области люди во все века связывали с Духом, — творческой силой, исходящей от Бога. Лейбниц называл эту творческую силу ЭНТЕЛЕХИЯ и связывал с монадой — духовным первоэлементом Вселенной.

Апостол Павел говорил, что у человека «есть тело душевное, есть тело духовное». Будучи профессионалом, Вы, конечно, знаете о психологии «духовного измерения», которая оперирует такими понятиями, как «Высшее Я», «Самость», «трансцендентные уровни сознания», считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум — это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин — наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим «голосом» интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели — внутреннему Храму души. Но скачут лошади, грохочет экипаж на ухабах предрассудков и ложных убеждений, а кучер, не слыша голоса Господина, а часто и, не подозревая о его наличии, неистово погоняет лошадей, устремляя их в неведомое. Психотехнологии, на мой взгляд, могли бы помочь расчистить дорогу к Храму. Но большинство из них не ставят перед собой такой задачи. А потому они весьма профессионально и эффективно помогают человеку сменить маску несостоятельности на маску уверенности и преуспевания, не затрагивая глубинной сущности человека. И Синтон-программа в этом смысле не исключение. Это действительно великолепно проработанная НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ на пути самосовершенствования. Что в ней хорошо, то хорошо само по себе, а чего нет — того нет. Так что не стоит заигрывать с духовностью. Синтоновцы действительно свободней и раскрепощенней своих родителей — людей моего поколения. И они мне нравятся такими. А письмо мое продиктовано беспокойством за их дальнейшую судьбу. Немногие возьмут на себя тяготу ведения синтон-групп. А что будет с остальными? Не могут же они годами ходить по кругу синтон-программы.

Согласно представлению, синтон-программа ориентирована на нормального, т.е. психически здорового человека. Полноте, Н.И., где это Вы в хронически нравственно больном обществе нашли душевно здоровых людей? Не лукавьте. Современный человек давно и тяжело болеет душой и свидетельством тому мировая история, литература, искусство.

Может ли ему помочь психолог или психотерапевт? Да, если он сам нашел дорогу к Храму и идет по этому пути. Если он приобрел нелегкий опыт разрешения духовных кризисов и ощутил радость соприкосновения со своим Господом -Высшим Я.Мне не ведомо, сколько найдется таковых в среде психологов. Пока что я вижу, как слепые ведут слепых. Противопоставляя разум Духу, мы в борьбе с религиозной догматикой вместе с водой выплеснули Дитя. Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?

КАМО ГЛЯДЕШИ?

Куда идешь, человек?

С любовью к синтоновцам Краснодара,
Растопчин Виталий Дмитриевич

Открытый ответ Н.И.Козлова
с искренним уважением за требовательное внимание к Синтону и душевное неспокойствие за результаты нашей совместной работы,
Растопчину Виталию Дмитриевичу.

Виталий Дмитриевич критикует коллег психологов и конкретно краснодарский Синтон, на мой взгляд, обоснованно и справедливо.

«Если это тренинг, основанный на знании психологических особенностей человеческой личности, то, базируясь на этих знаниях, мы с помощью психотехнологий тренируем личность, формируя новые, наиболее адекватные для сегодняшнего дня формы поведения. Но тогда при чем здесь духовность?»

Верно, Виталий Дмитриевич, если мы формируем что-то для сегодняшнего дня, духовности в такой работе не будет. Потому что ценности сегодняшнего дня, как очевидно всем, это ценности предельно индивидуальные. Но не в смысле, что они у всех разные, нет, тут все едины: все заботятся о себе, обслуживая себя родного. Ценности сегодняшнего дня — это эгоизм. Дай еще Бог, если это эгоизм цивилизованный, разумный.

Я не кусаю тебя — ты не кусай меня. Я тебе услугу — ты мне оплату. Я тебя люблю — взаимно.

Все верно: нормальная современная психология принимает эгоизм как нормальное состояние души и заботится только о том, чтобы при эгоизме каждого люди реже бодались. А иногда даже и кооперировались.

Надеюсь, что Синтон ставит себе не только эти задачи.

Суть же письма Виталия Дмитриевича в том, что у Синтона нет правильного пути, а у него — есть. Согласен, в подходе глубинной психологии есть очень удачные и хорошо работающие на определенный контингент ходы, помогающие из больного животного в обличье нормального человека сделать как более здоровое животное, так и иногда настроить его на действительно высокие ценности собственно человеческой жизни.

О чем идет речь? Человек, как нормальное здоровое животное, обычно в жизни ищет лишь возможность поесть, поспать и поиметь. Человек как человек в другом видит тоже человека, а не только пищу, врага или друга для совместного нападения на соседа.

Подробнее о человеке как о животном здоровом или испорченном, а также о Человеке и человеке искривленном смотри в «Формуле личности».

Так вот, есть наблюдение: животное своих обычно не убивает. Нормальное животное заботится о своих, однако понятие «свои» весьма лукаво: для нормального деревенского человека «свои» это все деревенские или по крайней мере вся родня, для городского индивидуала — «свои», как правило отец, мать, иногда жена и дети.

И то пока ведут себя хорошо.

Границы «своих» весьма расплывчаты, что и дает возможность сделать великолепнейшую фигуру: если человеку сообщить, что «свои» — это не только те, которых он видит на семейных праздниках и похоронах, а, например, все люди, то, глядишь, он ко всем будет относиться не как волк голодный, а как сытый. А если свои — это и птички, и рыбки, и рожь в полях колосится, то человек, глядишь, и природу безобразить не будет.

Ура!

И если перед трансом человеку сообщить, что у него сейчас самое глубокое состояние его сознания,

то есть против этого уж не попрешь

и если хороший ведущий настроит группу так, чтобы в этом трансе человеку привиделось, что он и мир едины, что все люди — это тоже он, и он — даже эта птичка и тот одинокий кустик, то на выходе из трансе очумевший человек обычно затрудняется ломать кустики: потому что кустик — уже родной. Уже часть его Я. А как же СЕБЯ обижать??

Как классно подстроились к эгоизму! Человек и эгоистом остался, и вроде как бережнее к окружающему природному имуществу относится… Хорошо!

Нормально, и если без иронии, то такие инъекции действительно есть вещь полезная. Однако есть ли в этом случае основания говорить, что такой человек встал на путь духовности?

Вы знаете, не уверен.

Для Виталия Дмитриевича «духовность» — понятие центральное. Согласен, как в человеческой культуре, так и в настоящей психологической работе обойти его трудно и едва ли нужно. И именно поэтому я предлагаю с этим понятием разобраться внимательнее.

К истории вопроса: откуда появилось это замечательное слово: «духовность»? Корень его очевиден: верно, оно выросло из слова — дух.

О, дух — это очень известное слово, и, заметим, раньше их было существенно больше, чем ныне. Духи раньше были везде и во всем: были духи воды, духи деревьев, были естественно духи очага и дома в целом.

Ну, позже названные «домовые».

Наши предки духов очень уважали и были к ним очень внимательными. Однако делали они это не из любви к природе, а потому что духи — это были Силы: то, что вполне реально влияло на твою жизнь, могло тебя спасти, как фея цветка, а могло и погубить, как какая-нибудь кикимора болотная. Когда духи слали тебе погибель, их боялись, когда духи тебя берегли, их любили. В любом случае — уважали, как уважают любую реальную силу.

Так вот, наши предки жили, окруженные духами, а самым духовным человеком в деревне всегда был Колдун, который со всеми духами был накоротке и постоянно с ними общался.

Потом, однако, пришло христианство и стало настаивать, что духи — это вовсе не духи, никакие тебе не Силы, а так себе мелочевка и вообще нечисть, а супротив них есть общий Дух Самый Большой: Святой Дух. Сила самая сильная и неодолимая, соответственно Господин самый главный. Хозяин. И бояться надо не нечисти, всяких духов нелегальных, а только Главного Духа, Главного Хозяина, по имени Бог.

И тогда «быть духовным» приобрело основной смысл: слушающий Бога. Бог стал воспитателем невоспитанного человечества, а поскольку разумные люди в уста Бога вкладывали совсем не глупые вещи, а заповеди в основном глубокие и добрые, то и духовный человек стал ассоциироваться с тем, кто помнит о вещах глубоких, высоких и добрых.

«Но если дорога современной психологии не ведет к Храму, то куда она ведет?»

Верно, Виталий Дмитриевич, без работы на сверхзадачу, обслуживая лишь скуку и текущие неврозы клиента, психолог работает на тупик. Однако и с Храмом не все так ясно: к какому, уточните, храму должна вести искомая дорога: храму Тантры? Кришны? Храму Бога Иеговы? Вы ведь знаете — это очень разные храмы. Но ведь, кстати — Храмы. И выходит, что без называния Хозяина Храма этот призыв и направление к «Храму вообще» напоминает пустой призыв: «Слушайся начальника!». Слушаюсь. Только какого начальника? Любого начальника? А начальника ОГПУ или Белого братства?

Любой православный священник вас проинформирует, что о духовности можно говорить только в рамках христианской религии, а ваши «трансцендентные уровни сознания» и вся эта якобы духовная эзотерика, расплодившаяся ныне, не духовность вовсе, а бесовское соблазнение.

Не будем наивными: разговор о духовности — это выяснение, кто здесь Хозяин над человеками. Это вопрос о власти направлять чью-то жизнь. Это разборка, кого слушаться, кому служить или — в какую сторону жить, ради кого или чего жить.

Вы же понимаете, что дорог у жизни и по жизни очень много.

И именно поэтому христианство не разрешает говорить о духовности эзотерикам и прочим сектантам. Тут, простите, монополия.

Впрочем, эзотерики вместе с Виталием Дмитриевичем играют в ту же монополию и в свою очередь не разрешают говорить о духовности Синтону. Весело, ребята!

Вполне в формате рекламно-торгового: «Лучшее и самое высокое человеческое — только у нас! И только для вас! Номер эксклюзивной торговой лицензии такой-то, выдан Самым Главным Министерством».

Не уверен, что какому-то лицу и организации стоит утверждать здесь, в поиске лучшего в человеке, свою монополию. Сетовать, что Синтон только развлекает, но не учит и не растит — Виталий Дмитриевич может. Но настаивать, что воспитать Человека можно только Его путем, путем вовлечения в одну из близких ему религий — едва ли правильно.

Духовность в религиозном исполнении — это некий кривой путь, когда добрые цели предлагают не прямо, а через Высшую Силу. Которая нам это предписывает и которую слушаться обязательно надо.

Ну, вы понимаете, почему: не послушаешь — плохо будет. Не сейчас, так потом, и если не в этой жизни, так после нее или в следующей. Но неприятности вам устроят по полной программе.

Верно, через страх людям, как правило, многое доходит быстрее. Однако единственный ли это путь воспитания приличных людей и надо ли практиковать нам его в Синтоне? Естественно, не уверен. По крайнее мере, интерес этого эксперимента под названием Синтон в том и состоит, что мы пытаемся людям дать другие ценности жизни, не запугивая в качестве аргумента Духами и Высшими силами: естественно, разными для каждой религиозной или эзотерической традиции.

О Высших силах по Виталию Дмитриевичу и куда они нас направляют:

«Будучи профессионалом. Вы, конечно, знаете о психологии „духовного измерения“, которая оперирует такими понятиями, как „Высшее Я“, „Самость“, „трансцендентные уровни сознания“, считая достижение этого состояния целью психологического развития личности. Одна из психологических метафор рисует сознание человека в виде экипажа, заряженного лошадьми. Они олицетворяют чувства, эмоции, которые являются движущей силой нашей жизни. Разум — это кучер, управляющий лошадьми с помощью вожжей воображения. В экипаже сидит Господин — наше подлинное, духовное Я, которому известно КУДА на самом деле необходимо направить экипаж. Свои пожелания Господин передает кучеру тихим „голосом“ интуиции. И если бы кучер прислушался к этому голосу, то направил бы экипаж к подлинной цели — внутреннему Храму души».

Пытаюсь разобраться, это куда конкретно: к внутреннему Храму души? Это — к людям? Да нет, это «к внутреннему Храму души». Чьей души? Знаете — моей души. То есть куда поедет экипаж? Верно, прежнем маршрутом — к себе возлюбленному.

Один из самых, к сожалению, характерных результатов работы на семинарах по глубинной психологии тот, что после копания в своей глубинной психологии люди и привыкают преимущественно к самокопанию. Они по-прежнему заняты собой, только теперь это делают «в духовном стиле». А что людям и миру от их копания — это, конечно, слишком мелкий вопрос для их глубинного сознания.

«Высшее Я», «Самость» и «трансцендентные уровни сознания» — это вещи, конечно, очень уважаемые, только в конкретном исполнении могут быть как большим добром, так и великой глупостью. Каким конкретным содержанием наполнит их местный Гуру, тем они народу и предстанут.

«Высшее Я» — оно, конечно, высшее, только говорит всем очень разные вещи, соответственно местной традиции и личным склонностям конкретного подвижника. «Высшее Я» направило Будду на духовный путь, первым шагом которого было бросить жену с маленьким ребенком, патриархам Дзена оно помогает пить вино и драться палками, а «Высшее Я» мистика Адольфа Шикльгрубера подсказало ему, что надо затопить берлинское метро.

«Самость»? «Самость» у народа вообще чаще ассоциируется с Самцом, чем с Богом. Конечно, это примитивно, потому что в расшифровке К.Юнга в процессе индивидуализации на пути к Самости нужно разбить лживые маски Персоны и подняться к своему коллективному предназначению, записанному в твоем самом глубинном подсознании.

Правда, вам уже все понятно? Мне тоже. А главное, не ошибешься, где твоя Самость, а где идеи из очередной книжки «Эзотерической библиотеки».

«Трансцендентные уровни сознания» — звучит красиво, а в реальности люди погружаются в сновидное состояние сознания и без наркотиков наблюдают очень разные картинки. Народ со склонностью к Божественному Единству переживает единство с миром и Богом,

а что — это приятно. Вы знаете, что я един с Богом?!

у кого больше тяга к телесности и экстазу — проживают оргии и экстаз.

Совершенно божественный экстаз!!

Насколько это обязательно путь духовности, точнее, насколько такая духовность даст нам лучшую жизнь — вопрос очень спорный.

«В глубине же своего сознания вы оставались так же одиноки, недоверчивы, беззаветны и уязвимы. А потому не удовлетворяйтесь, если компанейская легкость и обаятельность кого-то из вас однажды вдруг обернется необязательностью, слабостью или равнодушием к чьей-то конкретной боли. Свободу кто-то поймет, как вседозволенность, а любовь сведет к „занятиям любовью“, которые на самом деле распаляют чувствительность и приводят к душевной пустоте».

Виталий Дмитриевич обращает внимание синтоновцев, что от души в Синтоне поразвлекаться еще не значит по-настоящему выправить себе душу. Совершенно согласен. Вопрос: как построить себе не только благополучный фасад, а настоящее внутреннее благополучие, на самом деле хорошо работающую конструкцию души?

Виталий Дмитриевич утверждает, что это делается на его семинарах и не может быть сделано в Синтоне. Я, однако, неоднократно был свидетелем, что это не происходит на семинарах по глубинной психологии, но, с другой стороны, в Синтоне происходит.

Когда Синтон живет не как веселый клуб, а как хороший учебный центр, и человек приходит не развлекаться, а сделать из себя Человека. Работает, в частности, на Дистанции, и получает настоящие результаты.

Я не хочу определенно сказать, что мы лучше, а все остальные никуда не годятся. Я думаю, что те, кто хочет из людей вырастить Человеков, идут к этому разными путями. Стимулировать друг друга веселыми наездами («Ерундой вы тут занимаетесь!»), чтобы коллеги не забывали о сверхзадаче, наверное, полезно, но едва ли оправдано всерьез думать, что только твой путь к Храму, а все другие тропки только до ближайшего кабака.

Спасибо, Виталий Дмитриевич, за этот веселый наезд!

Да! Оксана Клименко взяла в Москве все новые синтоновские программы и вообще на следующий год грозится открыть Дистанцию. Ну что, начнем работать, синтоновцы?