Заказать звонок

Дмитрий Устинов: Риторика: область применения

Тема риторики и ораторского мастерства традиционно вызывает множество вопросов. На самые частые и типичные вопросы отвечает профессионал ораторского искусства, Дмитрий Устинов. Вопрос задает Олег, 30 лет, город Москва.

Вопрос 1: Читая на вашем сайте отзывы о тренингах, я вижу, что люди, которые туда приходят, так или иначе применяют навыки выступления в своей работе. Полезен ли будет данный тренинг для меня, если моя работа никак не связана с какими-либо выступлениями?

Ответ Дмитрия Устинова: По первой позиции вопроса. Я не знаю род Вашей деятельности, но люди, которые приходят, чаще всего применяют навыки в своей профессиональной жизни — и таких людей много, и они наиболее замотивированны, поскольку это их дело, их работа, которая связана с публичным выступлением и успех в этом деле во многом зависит от ораторского мастерства. Среди них преподаватели, руководители, продавцы и так далее. Однако, сейчас очень много «неречевых» на первый взгляд специальностей, где навыки ораторского мастерства все равно задействуются: менеджер, администратор, врач, бизнесмен… По речи судят о человеке и, во многом, благодаря искусству речи, складывается представление о человеке, его влиятельности, силе, его харизме.

Например, взять того же врача, для которого, казалось бы, речь не имеет значения. Однако, вспомните: кого-то из врачей приятно слушать, кто-то может убедительно донести до тебя мысли, с кем-то просто приятно общаться, кого клиенты любят, а есть наоборот, специалисты, которые двух слов связать не могут — и уже не хочется к нему идти. Такому врачу труднее завоевать доверие и контакт с пациентами, его меньше ценят и меньше уважают. Надеюсь, не надо объяснять, как доверие, уважение и харизматичность врача связано с его доходами. Пожалуй, неактуален подобный тренинг только для людей таких профессий, как токарь, фрезеровщик, штамповщик 5-го разряда, хотя и они могут использовать речь себе на благо.

Кроме того, ораторское мастерство актуально не только для профессиональной деятельности, но и для общения, для личной и общественной жизни. Общение, как правило, проходит в режиме диалога — мы говорим, мы слушаем, опять говорим, опять слушаем. Так вот, когда мы открываем рот и начинаем говорить, мы становимся ораторами. И даже один человек перед нами — это частный случай аудитории и частный случай ораторского мастерства. Более того, в жизни мы всегда занимаемся «торговлей», в широком смысле этого слова: хотим себя «продать» подороже, других «купить» подешевле. Один из инструментов, помогающий нам в этом — это наша речь. По-сути, речь — это инструмент самопродвижения человека во всех сферах жизни, где хоть как-то задействован язык.

И последний аспект. Речь — это творчество, которое приносит удовольствие. И люди, которые занимаются на тренинге, хорошо это осознают и прикасаются к этому виду искусства вживую. К сожалению, в нашей жизни творчества не так уж много, и совместить приятное с полезным, развивая речь как инструмент и как ресурс творческого удовольствия — наша совместная задача на тренинге.

Вопрос 2: Я не могу сказать, что я человек не образованный — я много читаю книг, читаю книги с богатой лексикой. Но при этом в речи, я использую довольно узкий спектр слов. Я восхищаюсь людьми, которые используют самые разные понятия, слова, могут красиво говорить. Очень хотелось бы тоже так научиться. Как-то можно развить это?

Ответ Дмитрия Устинова: Ваше желание понятно, нет ни одного человека, который бы не задумывался — как говорить, говорить красиво, увлекательно, как покорить своей речью любого слушателя и нравиться людям. И если бы это искусство было бы простым и доступным, то каждый житель планеты был бы уже Цицероном, блестящим оратором, и все люди стали бы обаятельны, а мир бы наполнился потоком благозвучной и прекрасной речи, которую хотелось бы слушать бесконечно.

Однако наш мир наполнен тем, что можно услышать из уст обычного россиянина у ларька или на заводе. Почему? Потому что искусство покорять сердца речью и жечь глаголом доступно далеко не всем, а лишь избранным. Все умеют говорить — но умеют говорить как все. Все знают слова — но использовать их силу могут не все. Все хотели бы влиять на других, но чаще другие влияют на них.

Владение словом — это и наука, и искусство одновременно, которое требует временных и волевых инвестиций. Это похоже на английский язык. Мало захотеть его изучить, надо еще и приложить некие значимые усилия, иначе так и останешься на уровне: «Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритэйн…».

Поэтому, только первый этап в своем росте — это восхищение людьми, которые владеют словом на высоком уровне, а второй — это умение подтянуть свою речь на их уровень. В жизнь всегда встречаются люди, у которых можно учиться и умный человек всегда так и делает. И это не зазорно.

Знаете, есть такая поговорка — каждый человек учитель для каждого. А уж люди, добившиеся успеха, тем более достойны того, чтобы у них учиться. Если вы внимательны, вы всегда заметите, чем отличаются и что используют успешные люди, в данном случае, в ораторском мастерстве, что позволяет им смотреться на голову выше других? И в заданном изначально вопросе уже заключен и один из ответов. Ответ не единственный, но являющийся базой, основой для оратора хорошего уровня. Это обладание широким словарным запасом.

Это владение обширным словарным кругозором и богатым лексиконом. Словарный запас любого человека можно разделить на активный и пассивный. Активный словарный запас — это тот лексикон, которым человек пользуется, те слова, которые у него на языке. Пассивный словарный запас — это слова, которые он понимает, но в жизни не использует. Здесь тоже пригодиться аналогия с английским языком. Есть понятие — «синдром английской немоты», когда человек речь иностранца понимает, но вступить в разговор не в состоянии, мешает слабый активный словарный запас, собственному языку иностранные слова еще слишком непривычны.

Также и в родной речи, активный словарный запас намного меньше пассивного! Пассивный словарный запас человека с нормальным средним образованием составляет около 40000 слов и это цифра неплохая — книги он читать может, информацию воспринимает. Но активный словарный запас человека обычного составляет всего лишь около 2000 слов! То есть в его лексиконе звучат гораздо меньше слов, которые он в реальности знает. В результате, даже у совсем неглупых людей речь скучна, бедна на метафоры, образы, краски и оттенки. Слушать их зачастую неинтересно, глубокое впечатление им произвести трудно. Даже многое понимая и чувствуя, человек с богатой душой, но бедным лексиконом не в состоянии все это богатство выразить так, как оно достойно, во всей палитре и многообразии. Для сравнения, у знаменитого драматурга Вильяма Шекспира в арсенале было 15000 слов, у нашего великого поэта А. С. Пушкина было 21000 слов!

У человека с высшим образованием и хорошей эрудицией дела обстоят получше, у него в активе уже не 2000, а около 8000 слов. Это, конечно, радует, но все равно нам с вами еще учиться и учиться у классиков. Я всегда на тренингах говорю — одно дело понимать мысль и иметь, что сказать, а другое уметь ее выразить!

И это возможно только для человека с богатым активным запасом.

Если вы себя ловите на скудном для вашей бессмертной души лексиконе, то приложите усилия к его развитию с помощью предлагаемых упражнений.

Упражнение 1. Читать. Не буду оригинален, но надо читать, и через чтение расширять свой пассивный, для начала, а далее и активный словарный запас. Скажите твердое «нет» телевизору, хотя бы раз в неделю, и посвящайте время великому и могучему. Читать желательно не бульварные романы и быстрорастворимые детективы, а наших литературных монстров прошлого — Толстого, Достоевского, Чехова… Ну, из современных великих — Пелевина, Веллера…

Упражнение 2. Чтение книг вслух. Смысл в том, что при чтении вслух речевой аппарат «присваивает» ранее непроизносимые слова, делает их своими и включает в актив. Они уже с большей вероятностью будут и далее использованы вами в жизни. Что используется — то активизируется.

Упражнение 3. Изложение вслух. Все мы в школе писали изложения. А теперь расскажите устно главу только что прочитанного текста из книги воображаемой публике. Делайте это живым, разговорным языком, но максимально близко к лексикону автора. Так вы заставите свой речевой аппарат использовать больше слов, чем обычно.

Упражнение 4. Найдите любую картину и изложите ее виртуальному (а лучше, реальному) собеседнику, который ее не видит. Изложите максимально красочно, подробно, детально, описывая и то, что вы видите, и чувства, которые она рождает, и мысли, на которые она наводит. Если вы продержитесь на «Боярыне Морозовой» 15 минут, не повторяясь по мыслям и по лексикону, это будет неплохим результатом.

Упражнение 5. Возьмите какие-либо понятия, например, «мужчина», «женщина», «автомобиль», «дом», а потом скреативьте и запишите к каждому слову синонимы, примерные аналоги, которыми можно это слово заменять. Синонимы приблизительные, допустимые в каком-то новом контексте. Например, «мужчина» — это парень, мальчик, муж, чувак, приятель, пацан, герой, любовник — и так далее. Поставьте задачу — найти не менее 20 заменителей на каждое из заданных слов.

Упражнение 6. Возьмите любой известный стих или песню, например, «В лесу родилась елочка» или «Однажды в студеную зимнюю пору» и сделайте перевод. Точнее, сделайте новую редакцию стиха, меняя каждое слово текста на примерный синоним (по принципу из «Упражнения 5»). Если хватает креативности и есть выбор, то постарайтесь сохранить его ритмический рисунок. Должно получиться доселе неизвестное, но тоже красивое стихотворение с сохранением первоначального смысла.

Разумеется, активный словарный запас это только одна из составляющих ораторского мастерства. Если вы этой темой интересуетесь всерьез, то рекомендуем повысить свой ораторский уровень на тренинге «Искусство речи: риторика и ораторское мастерство», который уже прошли тысячи людей, использующих свое мастерство для жизни и успеха.

Желаем вам покорять любых слушателей!

Ближайшие тренинги
Видео «Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 10 июля 2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Видео «Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее.»
Тренинги
Видео «Эмоциональный интеллект:
как управлять собой и другими»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (10.04.2019 г.)
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги