Заказать звонок

Дмитрий Устинов: советы ведущих. Конфликт или нет?

Профессиональный бизнес-тренер, психолог, ведущий тренингов на тему ораторского мастерства, жестких переговоров, психологии влияния, лидерства, харизмы.

Как вести себя в конфликте большинство из нас все же представляют. А вот что делать, если формально конфликта не было, а вас что-то не устраивает в поведении человека? Подобный вопрос возник у участницы наших тренингов, Татьяны*. Ситуацию комментировал ведущий тренингов по развитию психологической силы и уверенности, Дмитрий Устинов.

Татьяна: У меня вопрос про конфликты и реакцию на них. Недавно я пошла на курсы бисероплетения. На курсах преподавательница часто делала замечание в резкой форме: «Какая безвкусица!», «Какая дешевка», и постоянно намекала на отсутствие вкуса. Формально, она обращалась даже не ко мне, но, по сути, все замечания адресованы именно мне. Как вы посоветуете решать эту ситуацию? И конфликт раздувать вроде не из-за чего, но в то же время я очень устала от таких выпадов.

Дмитрий Устинов: Не каждый из нас занимается бисером, но в подобной ситуации, уверен, оказывается каждый, и довольно часто. Так стоит ли метать, фигурально выражаясь, бисер перед конфликтогенным человеком? А если стоит, как это делать правильно?

То, что поведение преподавателя конфликтное, т. е. ущемляющее достоинство другого и провоцирующее конфликт, не вызывает сомнения. Преподаватель регулярно делает замечания в резкой форме, осуждает вкус ученика, его мнение, владение предметом. Это называется «осуждение», плюс «обесценивание личности партнера». Как и любое конфликтогенное поведение, это психологически болезненно, дискомфортно, ведет к разрушению контакта и холоду в отношениях. Причем в данном случае ситуация еще сложнее, потому что конфликтоген поступает от преподавателя, человека по статусу более высокого, который право делать эти замечания как раз, вроде бы, имеет. Возражать ему ученик в этом распределении социальных ролей даже и не должен, поскольку этим он сам провоцирует неприятие и конфликт.

Тем не менее, решить ситуацию возможно. Для этого:

Первое. Важно понять причину поведения конфликтного человека, от нее во многом будет зависеть и наша реакция. Чаще всего, причина такого поведения психозащитная, т. е. человек добивается повышения психологического комфорта за счет других людей. В данном случае, преподаватель греет свою профессиональную самооценку, за счет «опускания» самооценки своих учеников: чем другие ниже, тем ты сам выше. Причем, если спросить самого преподавателя, правда ли это, он, разумеется, будет отрицать. И он будет по-своему прав, так как верит в то, что говорит. Сам человек причину такого своего поведения не видит, это происходит неосознанно, или, по-другому говоря, «подсознательно».

Скорее всего, у женщины-преподавателя существует по жизни личностный дискомфорт, вследствие неустойчивой самооценки, которую она пытается восстановить хронически менторским, осуждающим стилем общения с учениками. Главный вывод — примите поведение преподавателя и пожалейте её, сделайте скидку на то, что ему некомфортно жить, заниженная самооценка вынуждает его самоутверждаться за счет других людей.

Второе. Не стоит попадать в ловушку осуждения этого преподавателя, как и осуждения других людей. Осуждение другого — это попытка самоутвердиться за их счет. Если вы понимаете этот механизм, то следующий мудрый шаг — отказаться от него в своей жизни. Этот психозащитный механизм неконструктивен, он дает сиюминутный комфорт, но стратегически ведет к ослаблению «душевных мышц» и к ухудшению отношений с окружающими. Думаю, вы и в своей жизни вспомните ситуации, где вы напоминали придирчивого преподавателя: когда делали замечание подчиненному, указывали на недостатки товарищу по работе, критиковали друзей за неправильные решения. Все это варианты того же психозащитного механизма: — «осуждение» и «обесценивание личности партнера».

Вывод. Ловите себя на этом, «не ведитесь» и не разрешайте себе идти по легкому пути! Не провоцируйтесь на осуждение других людей и помните, что это подсознательное желание нашей психики придти легким путем к относительному и дешевому недолговременному комфорту.

Третье. Если этот человек и это обучение действительно важны для вас, то вполне нормально будет смириться с таким конфликтогенным поведением преподавателя ради пользы, которую вы получаете. Конечно, его слова задевают, но помните, что оскорбить человека нельзя, человек может только сам оскорбиться. (Происхождение слова «оскорбиться» — «оскорбить себя»). Если чьи бы то ни было слова вас «цепляют» и доставляют дискомфорт, это симптом вашей собственной неустойчивой психики и заниженной самооценки. По-настоящему сильного человека никто и ничего оскорбить не может. Примите занятия у этого педагога как испытание и жизненный тренинг на устойчивость самооценки и умение держать удар.

Пример из своей жизни. Когда я учился на факультете психологии, будучи студентом вуза, я попал «в милость» и стал любимым учеником знаменитого профессора, преподавателя психологии личности, но имеющего очень сложный характер. Быть любимым учеником означало быть в центре внимания, выдерживать завышенные требования и постоянно быть виноватым во всех мыслимых и немыслимых студенческих грехах и провинностях, которые профессор мне приписывал, в связи со своей вспыльчивой натурой. Много раз мне хотелось все бросить, начать защищаться, нажаловаться, уйти, но я понимал, что польза, которую я получаю, стоит того, чтобы выдерживать эту ситуацию. Я знал, что плотное общение со звездой выдерживали немногие, но держался, и с каждым днем набирал знаний, которые, пожалуй, никакой другой преподаватель мне дать не мог. Со временем я окончательно адаптировался к его несдержанному стилю общения, стал далее сотрудничать, повышать под его руководством свой профессионализм, и мне стало даже вполне комфортно. Как результат, я до сих пор благодарен этому преподавателю за те профессиональные знания, которые у него приобрел. Если бы я пошел на поводу у своих амбиций, этого пласта бесценного профессионализма я был бы лишен.

Четвертое. Ответное поведение. В случае, если преподаватель и занятия столь важны, что вы готовы держать этот удар, то оптимальным ответным поведением является метод амортизации. Этот метод хорошо позволяет смягчать ситуацию и уходить от конфликта и сохранять свое достоинство перед товарищами «по несчастью». Заключается он в том, что вы соглашаетесь с мнением преподавателя, несколько смягчая его своей формулировкой. Самое важное в этом методе, это остановить импульсивное желание начать возражать и находить хорошие формулировки для ответа, вроде бы соглашаясь, но и расширяя выдвинутый как обвинение тезис оппонента. В результате переформулирования, конфликтогены оппонента сглаживаются.

— Вы используете «золотой» бисер? Какая безвкусица!

Да, действительно, этот вид бисера не всем нравится …

— Вы используете крупный бисер? Какая дешевка!

Вы правы, этот материал более экономен, иногда это выручает…

— Вы плетете на леске? Нормальные люди плетут исключительно на нитке!

Да, в самом деле, нитка в ряде случаев действительно бывает удобнее, я учту…

— Вы используете пластиковые бусины? Ужас какой, использовать надо исключительно натуральные камни!

Да, совершенно верно, в дорогом изделии натуральные камни будут лучше смотреться…

— Вы плетете длинные колье? Да кто ж вообще такое надевает?

Да, конечно, Вы правы, это исключительно украшение на любителя и редкого ценителя…

Метод амортизации тормозит конфликт, останавливает спор, гасит противостояние в самом начале.

Пятое. Управляемая конфронтация. Если преподаватель и занятия не столь для вас важны, и вы готовы рискнуть, то можно действовать жестче и вступить в управляемую конфронтацию. Также конфронтация уместна, если вы находитесь с оппонентом в равных социальных ролях, и он ведет себя конфликтно по отношению к вам. Суть ее в том, что вы не пропускаете конфликтогены, и даете соразмерный отпор оппоненту с помощью своей личной силы. Если вы умеете психологически грамотно «показывать зубы», это вызывает некоторое отрезвление, заставляет оппонента придти в себя и более уважительно реагировать на вас. По форме конфронтация имеет следующий вид — вы просите, а далее настаиваете на том, чтобы оппонент обращался к вам другими словами, был более тактичен, исключил осуждение и обвинения, используете рычаги влияния и манипуляции. Лучше проводить конфронтацию без свидетелей, наедине, тогда добиться конструктивного решения будет проще.

Успехов!

* Имя участницы изменено в ее интересах.

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для VIP-пакета тренингов Дмитрия Устинова
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (от 24 февраля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видео «Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги