Заказать звонок

Гармоничное развитие ребенка

Родитель как садовник, который помогает дереву расти.

Вы же не будете заставлять дерево расти, цвести и плодоносить.

Природу нельзя форсировать. Вы можете сажать, поливать, удобрять, защищать от вредителей и ждать. Дерево вырастет само. В этом задача учителя — он должен быть садовником.

Ошо

Чтобы понять, что такое гармоничное развитие, нужно понять, что такое гармония. Вы знаете ответ на этот вопрос? У некоторых он перерастает в банальное «чтоб у меня все было…». Ан нет.

Начнем с истории. Гармо́ния — древнегреческое слово, означающее порядок, слаженность, соразмерность. Чаще всего его использовали относительно музыкальных произведений*. Звучит произведение красиво и мелодично, значит оно гармоничное. Инструменты играют не слаженно — какофония. Так же и с человеком.

Гармоничное развитие ребенка
В кабинетах у психологов, при проведении разнообразных тренингов, во время бесед на тему семьи и воспитании детей постоянно звучит «мы хотим, чтоб все было гармонично» — гармоничный ребенок, гармоничный муж, гармоничная работа… Повторим прописную истину — начни с себя. Хочешь или не хочешь, но невозможно создать гармоничную семью и воспитать гармоничного ребенка, если сам находишься в состоянии вечного неудовлетворения или недовольства. Дети — прекрасные эмпаты и они особенно остро чувствуют состояние своих родителей, коим вовсе необязательно выражать свои чувства и эмоции словами.

Гармоничное развитие ребенкаРебенок до месяца учится дышать и смотреть, после месяца он учится общаться (бессознательно, на уровне рефлексов). И уже сейчас родителю пора задуматься о гармоничном развитии. Любое тактильное соприкосновение, взгляд, мимика — для ребенка уже общение. Оратите внимание на то, что сейчас важнее всего — поцелуй, объятия, их ребенок на бессознательном уровне будет помнить всю жизнь. В любви и ласке ребенок нужнается так же (а возможно и больше) как в пище и уходе. Начинайте день с улыбки и нежных поглаживаний малыша, продолжайте негромкими, неторопливыми разговорами-комментариями того, что происходит вокруг. Главное не ломать его, не мешать. Даже то, что он ползет, а мы подходим сзади и хватаем его со спины дает только одно — он начинает боятся изучать мир. Родитель, который так поступает — это помеха на пути развития гармоничной личности ребенка. Конечно, если ребенок целенаправленно ползет к оголенному проводу, то тут его надо хватать и бежать. Но если опасность представляет из себя пустую кастрюлю, по которой можно греметь крышкой, то лучше подойти к ребенку так, чтоб он увидел вас и, начав разговор, отвлечь от этой кастрюли другой игрушкой, менее гремящей.

Совсем недавно молодой папочка с гордостью сообщал, что он наконец-то понял, как нужно общаться с ребенком (ребенку, смею заметить уже больше года):

— Он у меня реагирует только на слова НЕТ и НЕЛЬЗЯ. Я ему громко говорю. Он только тогда слышит.

— А в каких ситуациях?

— Ну вот, например, ползет он у меня к мусорному ведру, я его опережаю и громко говорю — НЕТ!

— А он?

— А он останавливается, а потом все равно дальше ползет. Это уже из вредности.

— Ты ему пробовал объяснить, почему нельзя ползти к мусору?

— А смысл? Ему же только год — он не понимает ничего.

Какая тут гармония, если папочка в упор не видит того, с кем общается. Мусорное ведро видит, а ребенка нет. Поймите, мамы и папы, ребенок просто слов сказать еще не умеет, но он общается с вами! А вы-то пытались? Или довольствуетесь тем, что он маленький и «ничего не понимает». В таком случае и в 12-ть лет, когда ребенок уже начинает походить на взрослого, вы не сможете сделать его гармоничным. Просто потому, что уже поздно — ребенок отправляет родителя «гулять в сад» и в этом саду задумчивый родитель думает, что ж такого он сделал, ведь столько всего вложил… Что вложил?

Гармоничное развитие ребенкаЗадумываясь о гармоничном воспитании деток постарше, тоже в первую очередь обратим внимание на родителя. Чего он хочет? Либо чтобы у ребенка был выбор, возможность попробовать и набраться собственного опыта — в этой ситуации родитель будет адекватно оценивать отказ ребенка. Второй вариант, когда у мамы-папы что-то не получилось, а ребенок теперь расхлебывает. Мечтала мама играть на фортепиано, ан не сложилось. Зато теперь у мамы есть дочка, которая несомненно должна стать великой пианисткой. А у дочки спросили?

Был такой случай. Ребенку очень повезло с родителями, в том смысле, что все талантливые: папа и мама закончили физмат, дедушка ученый. По проторенной дорожке и ребенка отдали учиться в физмат. А ребенок чистый гуманитарий, он 4 языка знает, cтихи пишет. Семья образцово-показательная, а каждый день скандалы. Отец не жалея голосовых связок вдалбливает в дитя биквадратные уравнения, не уставая повторять, что «Ты придурок, опять ничего не знаешь». И папе невдомек подумать о том, что он-то сам не знает 4-х языков и стихи папа тоже не пишет… Так что ж, может это ребенку нужно папу называть аналогичным эпитетом?

В итоге, пока ребенок не заработал себе язву на нервной почве, его держали в этом физмате, надеясь, что у него приоткроется второе дыхание. А всё амбиции родителей: надо, чтоб ребенок был не хуже. Не хуже кого?

Что же делать? Как же гармонично воспитывать?

Видеть, слышать, разговаривать, давать попробовать и оценивать действительно ли ребенку это нравится и надо.

Расскажу еще один пример — родители привели дочь в балетную школу. Сходив на занятия в первый день, она устроила родителям истерику на тему того, что балет — это сложно (причем она не говорила, что не хочет ходить…) Родители вняли гласу деточки и перестали ее водить на занятия… Сейчас деточке больше 30-ти лет и она до сих пор сетует на то, что родители услышали совсем не то, что она хотела сказать и ей сейчас так не хватает балетного образования…

Гармоничное развитие ребенкаИтак, гармония в семье, гармоничные взаимоотношения между родителями, умение слушать друг друга, доверять, способность договариваться неизбежно ведут к гармоничному воспитанию и гармоничной личности ребенка. Давайте ему попробовать и рисование, и математику, и скрипку, и фортепиано, и карате, и фехтование, и садоводство… И наблюдайте! Любящий родитель обязательно увидит, к чему тянется душа его ребенка. Направляйте. Но помните, что вы можете отправить ребенка в кружок или в школу, вы можете заниматься с ребенком чем угодно, но ребенок САМ делает свершения. Гордитесь и хвалите ребенка за это и не делайте их вместо него.

*А по поводу гармоничной музыки — включайте классику в комнате, где занимается ребенок. Это формирует настроение и создает гармоничный фон. Другой вопрос, что в воспитании гармоничной личности вы явно не обойдетесь только классической музыкой, но она станет одной из прекрасных составляющих в целой плеяде гармоничных увлечений вашего ребенка.

Гармоничное развитие ребенкаЭту статью написала Екатерина Степанова — талантливый журналист; женщина, которая путешествует по миру и никогда не стоит на месте в своем развитии; любящая мама, которая создает все условия, чтобы ее дочь была творцом своей жизни.

О гармонии в семье, гармонии в ребенке и родителях мы говорим в «Синтоне» на тренинге для родителей Школа счастливых родителей.

А для детей и подростков у нас есть детско-юношеское направление.

Подробности вы можете уточнить по телефону +7 (499) 705-5695 или на нашем сайте.

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для VIP-пакета тренингов Дмитрия Устинова
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (от 24 февраля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видео «Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги