Заказать звонок

Инструменты профессионального саморазвития

Почти каждый человек,
занимающийся интеллектуальным трудом, понимает необходимость саморазвития. Но
очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.
Чаще всего либо из-за того, что не понятно, с чего начать, либо выбираемые
способы самосовершенствования оказываются трудными, неинтересными и не дают
быстрых результатов. Знание методов саморазвития позволяет начать и
поддерживать данную активность менеджера даже при наличии умеренной по силе
мотивации к профессиональному росту. Основной принцип этой работы заключается в
том, чтобы рассматривать все имеющиеся возможности как определенный ресурс
профессионального развития, затем искать возможности для использования этих
ресурсов в развитии своих способностей и компетенций. В целом это и будет
основой саморазвития.

Для активизации профессионального саморазвития менеджеру не обойтись без
специальных приемов, методик, технологий. Рассмотрим некоторых из них, наиболее
доступных для каждого.

1. Самоконтроль компетентности:

  • Оценка знаний современной
    экономики, менеджмента, отраслевых технологий, а также новаций,
    используемых в управлении, в том числе при проведении организационных
    преобразований. Для получения таких оценок можно использовать тесты знаний,
    практические задачи и анализ конкретных ситуаций. На основе полученных
    оценок важно сделать правильный вывод о характере изменения своей
    профессиональной компетентности за последний период времени.
  • Оценка своих личностных
    профессионально важных качеств, например, таких, как
    критичность—самокритичность, уверенность—самоуверенность,
    зависимость—самостоятельность. Эти качества можно оценить у себя также с
    помощью специальных личностных тестов, анкет, самоанализа собственного
    поведения в значимых профессиональных ситуациях. Здесь также важно не
    просто измерить какие-то качества, а определить, в чем наблюдается
    прогресс (положительная динамика), а в чем он отсутствует.
  • Определение причин как
    положительной динамики компетентности, так и ее отсутствия: это позволит
    уточнить и конкретизировать планы работы над собой на следующий этап
    карьерного роста.

Самоконтроль компетентности — процедура, которую желательно проводить если
не постоянно, то, как минимум периодически, не только с помощью самонаблюдения,
но и посредством качественного инструментария.

2. Инвентаризация перемен в работе и в себе. Процедура, которую
необходимо проводить раз в квартал или как минимум раз в полгода. Суть ее в
учете, анализе и систематизации всех изменений в задачах, содержании, требованиях
выполняемой работы, с одной стороны, и тех изменений, которые за этот период
произошли в собственной личности и профессиональной компетентности — с другой.
Подобные оценки позволяют определить, насколько они соответствуют друг другу.
Смысл этой процедуры состоит в том, чтобы своей профессиональной готовностью
постоянно опережать уровень изменяющихся требований к решаемым задачам.

3. Умение учиться у других. Создание у себя установки на поиск и
освоение нового в различных ситуациях, где могут быть интересная информация,
полезные знания, новый опыт. Управление своими мотивационными установками
обеспечивает высокий эффект развития даже в работе на традиционных совещаниях,
семинарах и тем более в специально организованных формах обучения и развития. Примером
такой установки на саморазвитие с помощью других является следующее положение
одного из древних учений индийской философии: «Каждый другой человек — гуру
(учитель), у которого можно научиться чему-нибудь полезному».

4. Таблица жизненных и профессиональных целей. Составление и
периодическая коррекция содержания таблицы жизненных и профессиональных целей.
Основные задачи методики состоят в том, чтобы:

  • осознать как можно больше
    реальных мотивов и соответствующих целей поведения;
  • дифференцировать свои мотивы
    и цели на личностные (относящиеся в целом к жизни) и профессиональные;
  • определить степень
    соответствия у себя жизненных и профессиональных мотивов, а затем уже
    провести осознанную их коррекцию.

5. Дневник достижений и неудач. Подробное или обобщенное описание
ситуаций с анализом причин и факторов положительных и отрицательных результатов
собственной деятельности. Помогает избегать ситуаций, когда повторно «наступают
на одни и те же грабли», позволяет лучше осознавать, а также критично оценивать
и систематизировать собственный опыт, делая практичные и правильные выводы.

6. Моделирование своего профессионального портрета. Процедура
составления своей профессионально-психологической характеристики в виде
наиболее ярких черт, как положительных, так и отрицательных, которые были
продемонстрированы за какой-то период (например, последнюю неделю) или при
решении какой-то ответственной задачи. Лучше всего использовать графические
средства моделирования. В этом случае профессиональный портрет будет выглядеть
как схематизированный рисунок с краткими словесными обозначениями. Данную
процедуру следует проводить периодически, при этом желательно чередовать
успешные и неудачные этапы работы, в которых менеджер выглядит по-разному и,
соответственно, его профессиональный портрет будет существенно отличаться.

После составления модели с ней необходимо работать. Полезно сравнивать
полученный портрет с предыдущими, можно планировать «косметические» изменения,
проводить уточнения, выделять случайные и постоянные черты. Визуализация своих
профессиональных качеств и компетенций позволяет более четко их осознать, лучше
использовать и контролировать.

7. Развитие мотивации к управленческой деятельности. Здесь
рекомендуются следующие методы самомотивирования:

  • стремиться к целям, в том
    числе и перспективным, но жить сегодняшним днем, хорошо понимая, что
    настоящая жизнь всегда присутствует только здесь и сейчас;
  • брать на себя основную
    ответственность за мотивацию к жизни. Чем в большей степени человек
    ощущает себя причиной своего поведения, чем больше он самостоятелен в
    своих действиях и чем выше его личный вклад в деятельность, тем выше
    мотивированность и удовлетворенность;
  • учитывать, что организации
    и люди развиваются с помощью кризисов. Следует вырабатывать и
    соответствующее отношение к этому: кризис — это не конец, а этап,
    необходимый атрибут карьеры; он может и должен быть преодолен, но из него
    обязательно следует извлекать уроки. Сам кризис — средство личностного
    роста;

учитывать, что мотивация к работе — лишь часть мотивации к жизни.
Одна-единственная «мотивационная линия» личности, замыкающаяся исключительно на
профессиональной сфере, является рискованной установкой. Если она терпит крах,
наступает «мотивационный вакуум», приводящий к тяжелым последствиям утраты
смысла жизни и личностным драмам.

Учимся рефлексии

Рефлексия является одним из универсальных внутренних механизмов повышения
эффективности менеджера: принимаемых им решений, поведения в группе, работы в
организации в целом, а также собственного развития.

Рефлексия — процесс самопознания и саморегуляции человеком своих желаний,
целей, умственных действий, Я-образа, переживаний и смыслов.

Основная функция рефлексии состоит в обеспечении более полного и ясного
осознания человеком выполняемой им деятельности в ее отдельных элементах
(факторы, цели, средства) и как единого целого (деятельность как целостное
образование, составляющее функциональную часть всей жизнедеятельности).
Результаты рефлексии позволяют точнее оценивать свое поведение и принимать
более правильные решения.

Рефлексия возникает у человека как результат определенного уровня развития
мышления и самосознания. Благодаря ее появлению отдельные составляющие
деятельности и личности, включая само мышление, становятся объектом
самопознания: возникают мысли о своих желаниях, целях, о том или ином
высказывании или эмоциональной реакции, внутреннем состоянии, в результате
личность развивается. То же происходит с личностью и в профессиональной
деятельности. Чем большее содержание деятельности личности охватывается
рефлексией, тем выше эффект ее развития.

Рефлексия имеет большое значение для человека в любой деятельности. Но
особую роль она играет в сложной интеллектуальной работе и в тех ее видах,
которые характеризуются сложным межличностным и групповым взаимодействием. К
ним, бесспорно, относится управленческая деятельность. Поэтому менеджер должен
обладать высокими способностями как интеллектуальной, так и социальной
рефлексии.

Способности менеджера к рефлексии наиболее полно проявляются в следующих
видах профессиональной деятельности:

  • в оценке производственной
    ситуации, в том числе поведения других людей;
  • в определении, постановке,
    выборе цели;
  • в анализе производственных
    проблем, принятии решений;
  • в определении отношений и
    действий в межличностном или групповом взаимодействии, а также выборе
    стратегии и тактики организационного поведения в целом;
  • в оценке и объяснении
    своего служебного положения.

Во многих случаях условия и содержание управленческой деятельности, с одной
стороны, и многие внутренние качества интеллекта и личности — с другой, не
способствуют занятиям рефлексии или даже создают для них препятствия.

Что мешает рефлексии в управленческой деятельности? В первую очередь
помехами здесь являются:

  • отсутствие целей и
    стратегии развития предприятия;
  • стереотипы и шаблоны
    поведения;
  • авторитарные стиль и методы
    управления;
  • жесткие организационные
    системы и технологии;
  • страх (наказания, неуспеха,
    несоответствия внешним требованиям);
  • недостаток ответственности
    (неполная или формальная);
  • низкие профессиональные
    компетенции;
  • примитивные механизмы
    психологической защиты;
  • ограниченность интеллекта;
  • недостаточный уровень
    развития самосознания (неадекватная самооценка, недифференцированная
    самооценка).

Минимизация приведенных помех — одно из направлений создания развивающей
среды для профессионального роста менеджеров.

В качестве индивидуальной работы по развитию у себя способностей к рефлексии
можно дать такие рекомендации:

  • Возьмите за правило
    возвращаться к анализу своих действий после важных событий, сложных
    ситуаций, принципиальных решений.
    Посмотрите на себя со стороны: как
    вы действовали в этих ситуациях, как выглядели в глазах других, можно ли
    было действовать более правильно, более эффективно, чем полезен опыт этого
    события, что следует учесть в дальнейшей работе?
  • Каждый рабочий день
    должен заканчиваться его ретроспективным анализом.
    После того как вы
    отдохнули, пробегите мысленным взором весь ваш рабочий день и остановитесь
    на тех эпизодах, которыми вы не вполне довольны, а также на тех, которые
    требуют дальнейшего обдумывания и действий. Попробуйте всем этим эпизодам
    рабочего дня дать оценку внешнего наблюдателя — как беспристрастный
    зритель.
  • Проверяйте свои
    представления, оценки, которые у вас сложились о других людях.

    Насколько они верны, в чем не точны, почему ошибочны? Это трудная задача,
    но в большинстве случаев решаемая, если вы умеете общаться и пользуетесь
    репутацией открытого человека. Если нет, то вам необходимо повысить
    коммуникативные компетенции. Это также один из способов развития
    способностей к рефлексии.
  • Проводите совещания по
    полученным результатам производственной деятельности, независимо от того,
    какие они, положительные или отрицательные.
    Но не с целью подвести
    итоги и раздать благодарности и замечания, а для того, чтобы провести
    детальный «разбор полетов» совместными усилиями. При этом анализируйте
    сами и давайте другим оценивать различные этапы и эпизоды выполненной
    работы, а главное — действий людей.
  • Чаще общайтесь с людьми,
    которые не похожи на вас, которых вам не всегда удается понять, которые
    часто придерживаются другой точки зрения.
    Любая попытка понять таких
    людей — это активизация своей рефлексии, а достижение успеха в понимании
    есть не что иное, как освоение еще одной рефлексивной позиции. Не бойтесь
    стараться понять другого, это не значит соглашаться с ним, но это
    предпосылка к тому, чтобы найти более эффективное решение или как минимум
    согласованное.
  • Используйте для анализа
    своей деятельности конкретные ситуации, в которых вы находитесь, с помощью
    приема «взгляд с высоты».
  • Наверное, вы согласитесь
    с мнением, что почти в каждой сложной или проблемной ситуации есть либо
    парадоксальность, либо комизм.
    Чтобы увидеть их, необходимо посмотреть
    на проблему совершенно в другом ракурсе, часто изменив внутреннюю
    оценочную позицию. Это высокий уровень рефлексии. Найти смешное в
    серьезном деле непросто, но это помогает по-новому сформулировать
    проблему, благодаря чему открывается путь к ее решению. Используйте этот
    прием. Юмор, парадоксальность или комизм есть в каждой фразе, но
    дополнительную остроту они приобретают в определенном контексте.

Освоив метод рефлексии, уже через полгода вы увидите, что
стали лучше разбираться в людях, вас окружающих, да и в самих себе. Вы словно
будете читать чужие мысли и предугадывать поступки. Но, что еще важнее, станете
лучше понимать себя и вести себя более ровно, вы почувствуете в себе силу.
Помните: рефлексия — мощное и в то же время тонкое оружие. Совершенствование
его бесконечно. Использование его многообразно, как сама жизнь.

Александр Исаев

Ближайшие тренинги
Видео «Уверенность и любовь»
Тренинги
Видео «Ключи общения: как подобрать свой к любому человеку»
Тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись вебинара
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги
Видео мастер-класса «Как научиться видеть людей насквозь и управлять их поведением»
Тренинги
Запись вебинара
«Эмоциональный интеллект: как управлять собой и другими»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 17 сентября 2019 г.)
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (02.12.2019 г.)
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова
Тренинги
Видео «5 тактик поиска решений «выигрыш-выигрыш» в переговорах»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
как уверенно побеждать
в жестких переговорах»
Тренинги