Заказать звонок

Откуда берутся конфликтные клиенты? И что с ними делать?

Помогая клиенту в выборе необходимого для
него товара или услуги, мы периодически сталкиваемся с так называемыми
«конфликтными клиентами». Кто они такие? Почему они себя так ведут? Много ли их
вообще? Как себя с ними вести?

Прежде чем читатели ответят на данные
вопросы, пусть они попробуют вспомнить себя в роли клиента. Всегда ли вам было
приятно общаться с продавцами или людьми, предоставляющими вам услугу? Далеко
не все могут похвастаться на сто процентов только положительными эмоциями,
будучи в качестве клиента.

Но можете ли вы себя назвать конфликтным
клиентом? Вряд ли. Ведь каждый из нас считает себя вполне вежливым и
корректным. А если мы все такие вежливые, то откуда же берутся эти конфликтные клиенты,
причем в таком количестве?! По статистике, которую автор собрал на своих
тренингах, минимум треть, а то чуть ли не половина всех клиентов являются
конфликтными.

Предлагаю еще один эксперимент: представьте
себе, что вы обратились к продавцу с вопросом, и слышите в ответ:

 — Вы невнимательно прочитали
информацию на входе.

Или:

— Это не бежевый цвет, а цвет топленого
молока.

Или:

— Не видите, я занята, обратитесь к
кому-нибудь другому.

Вам нравится? Еще не пропало желание
продолжать общение с этим продавцом? Скорее всего, во всех трех случаях желание
существенно уменьшилось, так же как и хорошее настроение. А что же произошло?
Вроде ничего криминального продавец не сказал, и даже не нахамил. Тем не менее,
все эти фразы содержать нечто, что провоцирует негативную реакцию и агрессию. И
это что-то называется конфликтоген.

«Весь мир —
театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль»

Итак, конфликтоген – это слово, фраза,
позиция либо действие, провоцирующие ответную негативную реакцию. Лучше всего
конфликтогены описывает модель «Родитель – Взрослый – Ребенок». Эту модель
создал Эрик Берн. Он подробно рассказывает о ней в своей книге «Люди,
которые играют в игры. Игры, в которые играют люди».

Г-н Берн говорит, что хотя все мы выросли,
в каждом из нас есть: Родитель, Взрослый и Ребенок. Мы не просто помним
поведение родителей, мы даже в некоторых моментах стараемся его копировать, или
это происходит непроизвольно. Но важно не путать роль Родителя и настоящего
родителя как отдельно взятую личность. Ведь в реальном родителе тоже
присутствуют все три роли.

Родитель

Роль Родителя, его основная функция,
заключается в воспитании. Он воспитывает за счет того, что он знает, как надо
жить. У него большой жизненный опыт, который является кладовой норм и правил.
Родитель живет и общается на основе социальных норм: «Так дела не делаются!»,
«Мальчики не должны плакать!», «Старшим надо уступать место!».

Он говорит: «можно» или «нельзя»,
когда запрещает или разрешает. А запрещать или разрешать ему позволяет его власть
над ребенком. Он говорит: «Надо». И благодаря власти родитель отдает приказы
ребенку. Еще он оценивает личность и говорит хороший ребенок или
плохой: «Сделал уроки – молодец. Не сделал  — ты плохой и гулять сегодня
не пойдешь».

Ребенок

Роль Ребенка – это состояние человека и его
поведение, схожее с детским поведением. Все мы помним, как вели себя в детском
возрасте. Мы выросли, но в каждом из нас живет ребенок. Он олицетворяет наши
чувства и эмоции, ощущение зависимости от взрослых и беззащитность.

В критической ситуации Ребенок может начать
оправдываться или лгать, боясь наказания. Значит, уход от ответственности
– это характерная черта ребенка и незрелой личности.

Взаимодействие этих двух ролей внутри каждого
из нас можно продемонстрировать на каждодневном примере. Итак, представьте утро
рабочего дня. Звонит будильник и первым «у вас в голове» просыпается Родитель.
Он говорит: «Надо вставать на работу!». А Ребенок отвечает ему: «Нет, я хочу
спать!».

И это препирательство может продолжаться
очень долго, пока в диалог не вступит Взрослый. Он оценивает ситуацию и
анализирует риски. То есть что произойдет, если вы останетесь
спать или пойдете на работу. А вы поступаете, исходя из выводов, которые делает
Взрослый. Он может найти компромисс, удовлетворив интересы Родителя и Ребенка.
Например, позволит вам поспасть лишние 5-10 минут, а кофе выпить на работе,
чтобы не опоздать.

Взрослый

Роль Взрослогоэто состояние
человека и его поведение, направленное на объективную оценку реальности. В этом
состоянии человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые
нужны ему для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый
контролирует общение между Родителем и Ребенком, то есть является посредником между
ними.

Взаимодействие людей

Теперь рассмотрим коммуникации между двумя
людьми. Для начала возьмем простой пример. Утро. Муж и жена собираются на
работу. Муж спокойно спрашивает жену: «Где моя рубашка?» (на рисунке 1
изображена схема, на которой эта коммуникация нарисована горизонтальной линией
от взрослого к взрослому, так называемое «общение на равных»).

На что жена ему может ответить с трех
позиций. Например:

*                  
Родитель с руками упертыми в бока:  «Я за
твоими рубашками следить не обязана!»

*                  
Ребенок с виноватым взглядом: «Не знаю».

*                  
Взрослый: «Вспомни, где ты ее последний раз
оставлял».

Коммуникации от Родителя к Ребенку и
наоборот изображены на рисунке 1 как прямые линии сверху вниз по диагонали и
снизу вверх соответственно.

Так же, зачастую, общаются работники сферы
обслуживания. На вопрос клиента в сложной ситуации они тоже могут ответить в
любой из трех ролей. Например, клиентка в ресторане подошла к гардеробщику и
спросила: «Я потеряла номерок». Это простой вопрос из роли Взрослого. На него
гардеробщик может ответить:

— «А голову вы не потеряли?»  или
«Ничего не знаю это Ваша проблема» (Родитель)

— «Ой, я ничего не решаю, я второй день на
работе…» (Ребенок)

— «Сейчас решим ситуацию…»  (Взрослый)

Каждый раз на первый план у каждого из нас
выходит Ребенок, Родитель или Взрослый. У каждого есть любимая роль. Но в
сложной, конфликтной ситуации полезно быть Взрослым. Основная ошибка – быть в
конфликте и при общении с клиентом быть Ребенком или Родителем. Вспомните те
фразы, которые были приведены в начале статьи. Этот как раз слова Родителя. Вот
почему они негативно воспринимаются.

Психологические позиции в общении по Эрику Берну

Рисунок 1. Психологические позиции в
общении по Эрику Берну

 «Провокаторы»

Существует ряд конфликтогенов, недопустимых
при общении с клиентом.

Позиция «Сверху» или «Родительская»
проявляется либо:

*                  
в невербальном доминировании: взгляд сверху
вниз, руки в боки,

*                  
в словесном превосходстве.

Таблица 1. Примеры конфликтогенов

Позиция

Описание

Оценочная позиция

Оценка правильности или
неправильности действий клиента. Хороший он или плохой. «Я в порядке, а ты
нет», «Я лучше тебя», «Ты хуже меня».

Долженствование

Отношения с клиентом строятся
только на договорных отношениях. Если вам что-то не нравится, не призывайте
клиента к совести, не говорите ему, какой он должен быть, и что он должен
делать. Не поучайте клиента.

Прямые проявления превосходства

Приказание, угроза, замечание или
любая другая отрицательная оценка, критика, обвинение, насмешка, издевка,
сарказм.

Снисходительное отношение

Проявление превосходства, но с
оттенком доброжелательности. Конфликтогеном является и снисходительный тон:
«Не обижайтесь», «Успокойтесь», «Как можно этого не знать?», «Неужели Вы не
понимаете?», «Вам ведь русским языком сказано», «Вы умный человек, а
поступаете…». Здесь следует помнить: «Если вы умнее других, то никому не
говорите
об этом».

Хвастовство

Восторженный рассказ о своих
успехах, истинных или мнимых, вызывает раздражение, желание «поставить на
место» хвастуна.

Категоричность, безапелляционность

Проявление излишней уверенности в
своей правоте, самоуверенности; предполагает своё превосходство и подчинение
собеседника. Конфликтогеном является и категоричный тон: «Я считаю», «Я
уверен», «Я прав». Вместо них безопаснее употреблять высказывания,
отличающиеся меньшим напором: «Я думаю», «Мне кажется», «У меня сложилось
впечатление, что…». Кофликтогенами данного вида являются и безапелляционные
фразы типа: «Все мужчины — подлецы», «Все женщины — обманщицы», «Все воруют»,
«… и закончим этот разговор»

Навязывание своих советов

Советчик, по существу, занимает
позицию превосходства. Есть правило: давай советы лишь тогда, когда тебя об
этом просят

Перебивание собеседника, повышение
голоса или когда один поправляет другого

Тем самым перебивающий
демонстрирует, что его мысли более ценны, чем мысли других, а поэтому именно
его надо слушать.

Нарушение этики (намеренные или
непреднамеренные)

 использовать чужую мысль без ссылки на автора.

 доставить неудобство (нечаянно толкнул, наступил
на ногу) и не извиниться;

 не пригласил сесть;

 не поздороваться или поздороваться с одним и тем
же человеком несколько раз в течение дня;

 влезть” без очереди, используя знакомого или
своё начальственное положение.

Подшучивание

Его объектом обычно становится тот,
кто почему-то не может дать достойный отпор. Ведь осмеянный будет искать
возможность расквитаться с обидчиком.

Обман или попытка обмана

Это средство добиться цели
нечестным путём и оно является сильнейшим конфликтогеном

Напоминание (возможно и
непреднамеренное)

Например, о какой-то проигрышной
для собеседника ситуации.

Среди слов-конфликтогенов можно отметить
следующие: «Нет», «Зря», «Успокойтесь», «Не нервничайте» и любое грубое или
ругательное слово.

Теперь вы знаете, как избежать родительской
позиции в отношениях с клиентами. Но как себя вести, если взаимодействие началось
с клиентом-Родителем?

Алгоритм работы в конфликтной ситуации
с конфликтным клиентом

Когда вы видите, что человек еле сдерживает
себя, повышает голос, и возмущается, то нужно вести себя так. Во-первых,
необходимо позволить клиенту «Выпустить пар». Пусть он выговорится и
освободится от эмоций. Ваша задача лишь немного помолчать. В этот момент очень
важно быть конгруэнтным (то есть соответствующим ситуации). Ни в коем
случае нельзя улыбаться. Клиент может подумать, что над ним просто издеваются.
И ни в коем случае не говорите: «Успокойтесь», «Не нервничайте». Эти слова, как
мы уже выяснили, будут только подливать масло в огонь и обострять ситуацию.

Во-вторых, нужно «Принять во
внимание».
Принятие во внимание –  это ответная реакция в виде
ободряющих реплик и подводящих итог заключений, которые засвидетельствуют
правильное понимание сказанного. Слушание демонстрирует интерес и заботу, а
признание – понимание и участие.

В-третьих, необходимо «Поделиться
ответственностью»
. К этому моменту эмоции схлынули. Что делать? Надо
разрешать ситуацию. Можно, например, что-то предложить клиенту. Но продавец не
всегда может угадать, как именно хотел разрешить ситуацию клиент. Что делать,
если вы не угадали? Каждый «провальный» раз клиент будет заново заводиться и
думать, что продавец «тупой».

Поэтому не нужно тратить время и нервы
клиента. Просто спросите у него: «Чем я могу вам помочь? Что бы вы хотели, что
бы я для вас сделал?»  В этот момент ответственность делится пополам между
продавцом и покупателем. Продавец должен внутри себя признаться, что он не
знает, что ему делать. Поэтому он спрашивает покупателя. Его задача удержаться
в положении Взрослого и не поддаться на подстрекательства. Задача клиента
выбить его из этого положения, если покупатель это сделает, то он выиграет. А
если продавец устоит, то выиграют все: и продавец, и покупатель, и магазин.

Клиент, конечно, может попросить: «Попрыгай
на одной ножке». Но это не значит, что нужно удовлетворять все прихоти
клиентов. Продавец ответит: «Этого я не могу для вас сделать, так как это не
входит в мои обязанности. Что я могу для вас сделать для разрешения этой
ситуации. Давайте подумаем вместе».

В-четвертых, продавец должен честно
«Выполнить договоренность».

***

Для того чтобы конфликтные клиенты
появлялись у вас как можно реже или их совсем не было, автор рекомендует
принять все вышеописанное как хороший стандарт общения обслуживающего персонала
с клиентами.

Ольга Геннадьевна Добровольская

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для VIP-пакета тренингов Дмитрия Устинова
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (от 24 февраля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видео «Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги