Заказать звонок

Проблемы родителей и детей

Автор: Юлия Зеликман

Сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом хотим, чтобы они сидели и молчали.
Наблюдение из жизни

Ни для кого не секрет, что родители хотят своим детям добра. Откуда же тогда берутся проблемы родителей и детей?

На тренингах или индивидуальных консультациях, которые мы проводим в Синтоне, мы постоянно сталкиваемся с интересным парадоксом. Я называю его «Парадокс родительской непоследовательности». Когда мы спрашиваем: «Каким вы хотите воспитать своего ребенка?», в ответ слышим перечень прекрасных качеств: отзывчивым, ответственным, самостоятельным, чтобы уважал других людей, чтобы мог отстоять свои интересы и т. д. Здесь родители обычно очень активны и хорошо знают, чего хотят. Тогда мы задаем следующий вопрос: «А что вы для этого делаете?» И вот тут-то наступает длительная тишина, прерываемая редкими неуверенными репликами. Вот тут-то и берут своё начало проблемы родителей и детей.

Родители впервые задумываются, что самостоятельность невозможно воспитать жестким контролем; что уважительное отношение к другим людям не удастся привить, оскорбляя и унижая; что отзывчивость не появится, если к нуждам самого ребенка не относиться чутко; что отстаивать свои интересы ребенок сможет только тогда, когда его интересы уважаются в семье, и когда он дома может высказывать свое несогласие с мнением мамы или папы. Это очень важное осознавание. Многие проблемы родителей и детей могут сойти на нет, если родители, общаясь с ребенком, чаще будут задавать себе два простых вопроса: «Что я сейчас делаю?» и «Зачем я это делаю?», их жизнь с детьми станет намного осмысленней и радостней.

Давайте разберем практически один пример из цикла «Проблемы родителей и детей»: мама замучилась тем, что ее постоянно вызывают в школу из-за плохой успеваемости сына-подростка. И вот она злая и уставшая приходит домой, зовет на ковер виновника своих бед и говорит примерно следующее: «Все, я больше не хочу вникать в твои уроки. Ты уже большой, и с этого дня твоя учеба — это твоя ответственность. Меня в это дело больше не впутывай». После этого, как правило, обе стороны облегченно вздыхают и расходятся по своим делам. И что же вы думаете, мама использует освободившееся время с пользой для себя? Не тут-то было. Уже через час она как бы невзначай интересуется, как дела с домашним заданием. Сын выдает в ответ что-то вроде: «Пока не сделал». Мама напоминает, что это его ответственность. Так происходит еще несколько раз, причем временной интервал все уменьшается (оно и понятно, дело — к вечеру). Пока все почти спокойно (если не считать, что мама внутренне напряжена с самого начала). На пятый раз вероятность услышать: «Ты уже достала. Сама же сказала, что это моя ответственность, чего ты лезешь?»,— весьма велика. Мама и так на нервах, а тут еще ей грубят, и она срывается в ответ и выдает ребенку все, что она думает о нем, о его умственных способностях и о его вопиющей безответственности. Вот они — проблемы родителей и детей во всей своей красе. Знакомая картина, не правда ли?

Итак, что мама хочет воспитать в сыне? Ответственность и самостоятельность. Что она для этого делает?

Верные действия: мама передает сыну полномочия в той или иной области, в нашем случае — учебе, т. е. обозначает его зону ответственности.

Неверные действия: она контролирует, не дает самостоятельно принимать решения в зоне его ответственности: что делать, когда делать, делать ли вообще. Кроме этого еще унижает и оскорбляет. Всего этого делать не стоит. Именно с вторжения в личное пространство ребёнка, в зону его ответственности начинаются многие проблемы родителей и детей.

Что еще стоит делать, чтобы проблемы родителей и детей стали редкими гостями в вашем доме? Чтобы научить ребенка ответственности, хорошо бы поговорить с ним о том, что это вообще такое. Работая с этой темой на тренингах детско-родительского направления, мы сталкиваемся с тем, что это понятие у подростков сильно искажено, и они вообще не понимают, о чем речь. Большинство из них уверено, что быть ответственным — это значит делать быстро то, что велит мама или учительница. А ведь ответственность предполагает делать выбор и принимать самостоятельные решения, а также отвечать за последствия этих решений. Вот об этих последствиях тоже стоит поговорить с ребенком, ведь в силу недостатка опыта каких-то вещей он может просто не видеть. Это также поможет нейтрализовать многие проблемы родителей и детей. Только это не должны быть любимые родительские страшилки: «Не будешь учиться, станешь дворником, бомжем, сопьешься» и т. д. Это должны быть естественные последствия: не делаешь уроки — получаешь плохие оценки, получаешь плохие оценки — проигрываешь на конкурсе аттестатов (такой бывает при поступлении в ВУЗ), или запускаешь предмет — надо наверстывать, приходится заниматься с репетитором, а это требует затрат времени и денег (кстати, чьих?), или имеешь слабые знания — лишаешь себя возможности поступить в хороший институт, а в слабом институте и преподавательский состав слабее, а значит, и учиться не так интересно и т. д. Проблемы родителей и детей отходят на второй план или решаются окончательно, если ребёнок хорошо понимает, какие последствия обнаружаться в результате его собственных действий.

Все, предупрежден — значит вооружен! Теперь, когда ваше чадо обладает информацией, дайте ему свободу (если вы сами боитесь последствий, то назначьте какой-нибудь срок, но ощутимый, например три месяца и все-таки дайте ему свободу). Пусть теперь сам совершает поступки и несет за них ответственность. Ведь вам же надоели проблемы родителей и детей — значит, настала пора избавиться от них. Ни в коем случае не пишите по его просьбе записок учительнице, что он болел, если он не успел подготовиться к контрольной, пусть получит заслуженную «двойку»; не договаривайтесь с репетитором, если он пропустил занятие по забывчивости, пусть звонит и договаривается сам. Не поддерживайте его разгильдяйство, помните, зачем вы это делаете. Теперь все, что касается учебы — только сам! Единственным исключением может быть ситуация, когда у него действительно не получается самостоятельно разобраться в предмете, тогда ваша помощь будет реальной помощью, а не «медвежьей услугой». И еще, никогда не забывайте хвалить даже за маленькие успехи. Даже если ваш ребенок начал делать то, что вам кажется само собой разумеющимся, обязательно отметьте, ведь раньше он этого не делал! С таким осознанным подходом проблемы родителей и детей будут обходить вас стороной.

Если самостоятельно разобраться в отношениях с детьми вы пока не можете, если проблемы родителей и детей стоят перед вашей семьёй чересчур остро, приводите детей на наши детские тренинговые группы или приходите сами на занятия «Школы счастливых родителей« — здесь вы сможете решить большую часть своих проблем и вопросов.

Мне остается только пожелать вам удачи! Будьте терпеливы и последовательны, и вы избежите массы проблем.

Юлия Зеликман — ведущая Тренинг-центра «Синтон», ведущая тренингов для детей и подростков.

Записаться на любой из тренингов и уточнить подробности вы можете у наших администраторов по телефону:
+7 (499) 705-5695.

Мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы.

Ближайшие тренинги
Видео «Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 10 июля 2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Запись вебинара
«Продажа: работа с сомнениями покупателя»
Тренинги
Видео «5 речевых техник уверенного поведения в конфликте»
Тренинги
Видео «Женщина-вампир. Как не давать кататься на своей шее.»
Тренинги
Видео «Эмоциональный интеллект:
как управлять собой и другими»
Тренинги
Спасибо за покупку!
Тренинги
Видео «МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ: лучшие техники убеждения сообщества переговорщиков»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (10.04.2019 г.)
Тренинги
Видео онлайн-марафона
«Как повысить самооценку»
Тренинги
Запись мастер-класса
«Как научиться
видеть людей насквозь и
управлять их поведением»
Тренинги