Заказать звонок

Простые подсказки для руководителя

Основатель «Синтона», доктор психологических наук, профессор. Автор 8 первых книг-бестселлеров по психологии.

Учить себя грамотно отдавать распоряжения надо с самых простых вещей, а именно с правила позитива и конструктива: НЕ ГОВОРИ, ЧТО ПЛОХО. ГОВОРИ, ЧТО СДЕЛАТЬ НАДО.

Обычно: даем усиленную негативную оценку, но не даем прямого распоряжения.

– Что у вас за бардак? (и пошел дальше…)

Грамотнее — наоборот: негативную оценку снизить (от мягкого смягчения до никакой и выше до положительной) и дать прямые, конкретные распоряжения.

– Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа! Но сейчас — наведите порядок.

Раскладка по главному алгоритму:

«Хорошо, я вижу, у вас бодрая работа!»

«Хорошо» — лидерский комментарий: оценили положительно, что имеет одновременно несколько смыслов: мотивация-энергетизация и — «Я имею право вас оценивать», то есть: «Вы мне подчинены». «Я вижу» — «я за вами слежу, вас контролирую, и это нормально». «У вас бодрая работа» — два напоминания и мотиватор. Напоминание раз: о том, что здесь работа (а не тусовка, например), и два: работа должна быть бодрой. Мотиватор — энергетизирующая положительная оценка.

В результате — ПРИСТРОЙКА (немного сверху), одновременно ЗАХВАТ.

«Но сейчас — наведите порядок».

ПРИЕМ после ЗАХВАТА. ВЕДЕНИЕ, следующее из ПРИСТРОЙКИ.

А где ФИКСАЦИЯ? Правильно, фиксация тут пропущена — по крайней мере не указана. А нужна ли тут фиксация, и какая? Нужна: например, внимательный взгляд, отслеживающий реакцию на ваше распоряжение. Дождались кивка или движения в сторону наведения порядка — хорошо, ваш взгляд потеплел, вы улыбнулись и взглядом их отпустили.

Положительное подкрепление. То есть заодно — и дрессировка.

Захват

Умение делать захват — пожалуй, это самая «коронка», самая секретная техника успешных руководителей, при том, что при знании этой техники делается она несложно. Как правило, типичный простой захват можно подразделить на три основных этапа:

1. Вынуть человека из его ситуации. Отвлечь. Вывести человека в нейтральное положение, попросив отложить то занятие, которым он сейчас занят.

«Подойди сюда, пожалуйста!» (встань, посмотри на меня, отложи на секундочку свою книгу и так далее…)

Даже если человек свободен, его все равно, как правило, приходится отвлекать: от его приятного ничегонеделания. Чтобы в этом моменте не вызвать сопротивления, лучше избегать интонации приказа или наезда; предпочтительно использовать мягкую, спокойную просьбу или веселую, многообещающую провокацию: вроде как приглашаю поиграть…

Все люди — дети, и это работает.

2. Вставить его в нужную ситуацию: произвести предварительную организацию.

«Возьми блокнот!» (ручку, подержи эту вещь и снова так далее…)

3. Дать ключевую команду: «Запиши: тебе сейчас нужно…».

Если человек не выполняет просьбу или отвлекается, захват нужно повторить или усилить: для этого часто используется пауза… Вы прерываете незаконченную речь и соответствующие действия… И внимательно смотрите на этого славного и такого интересного человечка…

Пауза действует и один на один, а в окружении группы, когда человек задерживает остальных — тем более. В варианте с детьми иногда проще всего использовать реальный физический захват и фиксацию: мягко, обтекая — обняли, одна рука фиксирует плечо, другая голову… Вырываться трудно, а главное — не хочется!

Попутно можно чмокнуть в щечку иль просто попросить «обними мамочку, мне так приятно»… Когда ребенок размякнет, с ним легче найти общий язык.

Любовь и захват — это так рядом!

Возможных вариантов захватов — море, особенно если включать сюда создание соответствующих эмоциональных состояний, от беспокойства и любопытства до жадности и восторга. «Захватил внимание», «захватывающий рассказ», «захватывающее зрелище» — это все про то же, про чарующее искусство коммуникативного захвата.

Инструктаж

Это успокаивает любого сотрудника. От этого в восторге женщины! Это понимают даже дети. Это чудодейственное средство — лидерский инструктаж. Люди часто недооценивают его силу, но все мудрые администраторы и опытные родители прибегают к нему в затруднительных ситуациях. Действительно, сколько проблем просто не возникло бы, если бы вместо требовательных приказов, воодушевляющих пассажей или обиженных претензий — звучал бы четкий и спокойный инструктаж: «Возьмите. Сделайте. А потом вот это. Ну и хорошо».

Теперь прочитайте следующий текст и отметьте все места, которые делают его убедительным.

– Возьмите блокнот и ручку, садитесь вот сюда и записывайте. К праздничной встрече вам надо будет купить вино, конкретно десять бутылок красного, десять белого — все на ваш выбор — и пять бутылок водки.

– Вы что? (можно взять маленькую паузу, спокойно глядя милой женщине в глаза… Пусть услышит, что она только что сказала!)

– Я вам еще не говорил, что, когда дает распоряжение руководитель, сотруднику надо его не перебивать, а дослушать до конца? (мини-транс…) Ваше мнение мне понадобиться минут через пять, я вам скажу.

Спасибо. А теперь отметьте все обороты в тексте, где был использован инструктаж.

Сколько моментов совпадения?

Фиксация

Ну почему люди так часто пропускают фиксацию?! Вот, произнес пламенную речь (рекламного характера), в аудитории множество заинтересованных глаз, но речь заканчивается и… — и все.

Все. Прочувствуйте ситуацию со стороны аудитории: «Он закончил, и ничего не произошло… Аплодисментов нет, заинтересованных вопросов никто не задал… Значит, предложение не интересное? А я то, дурак, повелся…» — все логично, поскольку он смотрит только на выступающего и других таких же горящих, как и у него, слева и справа — не видит.

Обязательное правило: после каждого значимого выступления организуйте реакцию аудитории, чтобы аудитория услышала и поняла, что услышанное ею от вас ей было — интересно.

Самый ни к чему не обязывающий вопрос: «Поднимите руки те, кому сейчас кажется, что ему это может быть интересно?» — тут руку не поднять трудно… А если руки подняли многие — ну, значит, выступление было стоящим.

Фиксация очень похожа на подписание соглашения. Как только человек выдвигает свои встречные условия или просто соглашается с предложенным, он попал. Для этого можно использовать следующие формочки:

– Когда тебе можно перезвонить, чтобы договориться о встрече?

– Поднимите руки те, кого это предложение заинтересовало?

– В каком виде ты предпочитаешь это делать?

– Сколько тебе понадобится для этого времени?

– Сколько ты готов заплатить или какая оплата тебя устроит?

Фильм «Уроки для руководителя»
Н.И. Козлов дает урок 1

Фильм «Уроки для руководителя»
Н.И. Козлов дает урок 2

Статья взята с сайта http://www.psychologos.ru/articles/view/prostye_podskazki_dlya_rukovoditelya. При публикации статьи ссылка на сайт обязательна.

Ближайшие тренинги
Материалы Синтона по психологии
для себя, для семьи и для дела,
которых нет в открытом доступе,
за 98 руб.!
Тренинги
Видео «Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара для мужчин
«Как мужчине обеспечить семью всем необходимым»
Тренинги
Видеозаписи вебинаров
для VIP-пакета тренингов Дмитрия Устинова
Тренинги
Запись вебинара
«Разговор, который влюбляет»
Тренинги
Запись вебинара Евгения Яковлева
«Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (от 24 февраля 2019 г.)
Тренинги
Видео «Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Прямо сейчас
в «Синтоне»
идет конкурс!
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (9.07.2019 г.)
Тренинги
Записи тренингов
Александра Тарасова
«Сильный переговорщик»
Тренинги
Видео «Как уверенно пройти собеседование»
Тренинги