Заказать звонок

Уровень детской самооценки

Как научить ребенка адекватно относиться к самому себе?

Уровень детской самооценки изменчив, особенно у дошколят. Так что, прежде чем бить тревогу, внимательно понаблюдайте за ребенком. Ведь ваше каждое слово, обращенное к чаду (и по смыслу, и по сопровождающей мимике или жестам), похвала и критика, реакция на достижения и неудачи значимы для формирования его собственного отношения к себе.

Как же помочь ребенку научиться адекватному самовосприятию?
Советы могут показаться простыми, но, тем не менее, их стоит назвать, ибо знать — это одно, а действовать в соответствии — бывает, что другое. И ознакомившись с этими нехитрыми рекомендациями, спросите себя: как часто вы им следуете?

1. Пусть ребенок участвует в домашних делах, выполняя посильные поручения. Это поможет ему почувствовать свою необходимость и важность в семье, обеспечит внутренний настрой на восприятие ее целостности;

2. Поощряя, не перебарщивайте. Недохвалите — деточке будет труднее различать хорошее и плохое. Перехвалите — попадет в зависимость от «сладких слов». Да и поощрять, напомним, лучше конкретное достижение или усилия, а не «персону», избегая превосходной степени «самый» (лучший, умный, красивый);

3. Откажитесь, а лучше — забудьте о сравнениях с другими детьми: каждый ребенок (и не только ребенок!) — уникален. Лучше сравнивайте его… с самим собой (ведь он меняется день от дня), например, покажите старые рисунки или фотографии (видео- и аудиозаписи) — чтобы видел воочию свои успехи.

4. Кстати, и себя тоже ни с кем не сравнивайте, во всяком случае, сознательно. Лучше говорите с деткой о том, что каждый человек — неповторим. Это поможет прийти к мысли, что никто другой в точности на него не похож, что его любят не за что-то конкретное, а за то, что он — есть.

5. Подавайте пример адекватным отношением к результатам вашего собственного труда (ведь бывает, что если не пирог «поехал», так каша подгорела): не устраивайте трагедии, лучше выберите конструктивную реплику: «В следующий раз надо будет…» Рассказывайте и показывайте свои успехи, чтобы ребенок убеждался в том, что они и у вас есть, а не только у него, и что, будучи ценной частью вашей жизни, он не является всем ее содержанием.

6. Объясняйте, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться. Покажите ребенку, что вы понимаете его чувства, но, признавая их (включая даже негативные), можете не разделять и не соглашаетесь с неприемлемым поведением.

7. Но самое главное — давайте своему ребенку чувствовать и осознавать, что искренне любите его таким, какой он есть. Делитесь с ним своими интересами, эмоциями, впечатлениями, знаниями. Рассказывайте о семье и предках.

Заметив, что самооценка сына или дочки имеет тенденцию к снижению, почаще устраивайте игры, в которых, он или она будет водить (то есть занимать лидирующую позицию). Если же самовосприятие «задирается» вверх, могут помочь конкурсы, в которых призы вручаются «по номинациям», т.е. не только за абсолютную победу. Для обучения правильной самооценки очень полезны ролевые, ситуационные игры. Например, такие:

«Как поступить?» Взрослый предлагает ребенку представить, что в сказочных соревнованиях (по шахматам, бегу в мешках, фигурному катанию, выдуванию мыльных пузырей и т.д.) участвовали наши игрушки: мишка и бельчонок (это можно и разыграть). Бельчонок победил, а медвежонок проиграл. Но они же друзья! Вопросы для обсуждения: как утешит бельчонок друга? А ты бы как утешил друга, который проиграл? А если бы проиграл сам, как бы утешил себя?

«Что выбрать?» В ходе игры называются по именам игрушки, а затем задается вопрос: Если бы тебе предложили взять любое имя, ты бы оставил свое или придумал себе новое? А может человек, не меняя имя, измениться сам?

«Зеркало» Ребенок смотрится в «зеркало» (роль которого выполняет взрослый или другой ребенок), которое повторяет все его движения, жесты, мимику. Во втором туре ребенок может изображать не себя, а кого-нибудь другого. Тогда «зеркало» угадывает образ, и в случае удачи происходит смена ролей.

Дети — наше будущее. пусть они растут счастливыми!

Пономарева Валентина

Ближайшие тренинги
Запись вебинара
«Виды любви»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (22.05.2019 г.) Copy
Тренинги
Видео «Мужская уверенность. Как отстаивать свои интересы.»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
как уверенно побеждать
в жестких переговорах»
Тренинги
Запись вебинара
«Как правильно отказывать:
3 способа сказать НЕТ,
сохранив хорошие отношения»
Тренинги
Видео «6 типичных «подводных камней» в развитии отношений: как их избежать»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 1 апреля 2019 г.)
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 29 октября 2019 г.)
Тренинги
Запись мини-тренинга
«Эмпатия и эмоциональное влияние»
Тренинги
Оплата проживания Корабль СВами
Тренинги
Видео «Мастер влияния»
Тренинги
Видеозапись вебинара Татьяны Бизиной (от 12 апреля 2019 г.)
Тренинги