Заказать звонок

Юлия Зеликман: Ответы на вопросы родителей

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов развития. На вопросы, посвященные особенностям этого возраста и также частым вопросам, связанным с тренингами для детей и подростков отвечала ведущая группы для детей 13–17 лет Зеликман Юлия.

1. У меня ребенок во всех сферах благополучен и счастлив: хорошо учится, много друзей, увлекается спортом. Нужны ли ему занятия?

Я достаточно часто сталкиваюсь с таким взглядом родителей, что психологический тренинг нужен только тем ребятам, у которых есть какие-то проблемы. Да, группа действительно очень эффективна в решении сложных ситуаций. Но мы в своей работе ставим приоритет на самопознание и саморазвитие участников, повышение качества жизни, а это интересно и полезно даже успешным подросткам, особенно в юношеском возрасте, когда взрослеющие мальчики и девочки активно ищут свое место в мире. Взросление раскрывает новые возможности, а значит, появляются новые задачи, новые вопросы, ответы на которые не так-то просто найти самостоятельно.

Есть еще один нюанс: часто в группу приходят ребята и говорят, что у них все хорошо, все их в жизни устраивает. Так продолжается несколько циклов (блоков по 5 занятий). Но когда они начинают чувствовать доверие к группе и к ведущим, они начинают раскрываться. Оказывается, у них тоже есть напряжения в отношениях, трудные ситуации, внутренние конфликты и даже душевная боль. Еще ни один человек не вырос без преодоления каких-то сложностей, душа не растет безболезненно. На группе мы помогаем юношам и девушкам войти в новую взрослую жизнь максимально экологично.

2. Получается, что в группе есть и дети, которые учатся слабо, отличники и активисты. А это не мешает работе? Ведь программа должна быть разной? Или нет?

Я, безусловно, за индивидуальный подход. Только психологическая группа сильно отличается от школы: отличников и двоечников одинаково ранят несправедливость, равнодушие, предательство. И отличники, и двоечники ссорятся с друзьями, родителями, учителями. И активисты, и тихони одинаково хотят любить и быть любимыми. Притом, что каждый индивидуален, они все очень похожи в своих общечеловеческих потребностях, а в силу того, что они все одного возраста, у них общие возрастные психологические задачи.

Важной особенностью юношеской группы является то, что мы предоставляем участникам возможность наравне с нами влиять на происходящее в группе. Мы не придерживаемся жесткой структуры занятия, а стараемся следовать за ребятами, за их актуальным состоянием, за их желаниями, меняя программу исходя из конкретных запросов участников, поэтому в каждой группе программа всегда разная.

3. А не ухудшит ли тренинг отношения с родителями?

Так как мы предлагаем ребятам пробовать разные стили поведения, способы реагирования, то они могут включить в «экспериментальную группу» в том числе и родителей. Но, как правило, если это и происходит, то очень ненадолго и совсем не обязательно приводит к ухудшению взаимоотношений. Родителям мы рекомендуем набраться терпения, отнестись к ситуации с пониманием и помнить, что наша работа направлена на укрепление и улучшение отношений, а не наоборот. И когда участники в конце цикла делятся своими результатами, рассказывают о том, что им дали занятия, почти все говорят, что отношения с родителями стали ближе и доверительнее.

4. Если подростку 13 лет — в какую группу лучше отдать?

В этом случае чаще всего мы рекомендуем девочек отдавать в юношескую группу: психологически они развиваются быстрее мальчиков. Мальчикам же тринадцати лет чаще рекомендуем подростковую. Есть еще такой тест: если вашего ребенка смело можно назвать «девушка» или «юноша», значит его место в юношеской группе, если же он «мальчик» или «девочка», то, скорее, в подростковую. Также вы можете попробовать посетить по одному занятию в каждой группе и после этого решить, на чем остановиться.

5. Какие советы вы дадите родителям детей старшего подросткового и юношеского возраста? Что самое главное для этого периода развития?

Одна из важнейших задач этого возраста — подготовка к психологическому отделению от родительской семьи. Самоопределение подростка начинается со стремления отодвинуть привычную систему ценностей своих родителей. Это очень тревожит взрослых, они начинают считать, что с их ребенком что-то не так, что он связался с дурной компанией или рисуют себе другие ужасные картинки. Несмотря на пугающие тенденции, такое стремление — нормальный период взросления. Без такого сложного и, в общем-то, по-настоящему опасного периода невозможно становление ни одного человека. Этот этап тяжел не только для подростка, но и для родителей. С одной стороны, надо дать возможность тинейджеру рисковать, получать собственный (пусть и негативный) опыт, давать возможность сталкиваться с последствиями своих (часто необдуманных) поступков, с другой стороны, понимать, что надо его остановить (когда степень риска грозит не простым «набиванием шишек», а серьезными жизненными последствиями) и помочь выйти из сложной ситуации. С одной стороны, надо давать подростку свободу, с другой — удерживать четкие (но не тесные) границы и правила, несмотря на бунт и сопротивление. Родителям нужно научиться отделять стремление к собственному спокойствию от истинной помощи взрослого друга. Именно в соблюдении этой тонкой грани и состоит истинная поддержка родителей.

Если же родители, повинуясь собственным страхам (которые, конечно, всегда имеют под собой некоторую реальную основу), стараются усилить свою власть над подростком, они рискуют навсегда потерять контакт со своим ребенком и полностью утратить возможность влияния на него. В другом случае, они могут получить полностью покорного и безынициативного дитя, который и останется таковым на всю жизнь.

Я хочу поделиться с вами словами психолога Светланы Кривцовой, которые в свое время мне очень помогли в выработке линии поведения с моим взрослеющим сыном.

«… Ни вниманием, ни принятием, ни признанием, ни своими теплыми чувствами избаловать невозможно. Избаловать ребенка мы можем тремя способами. Мы портим его когда:

  • видим, что он нарушает правила поведения, и не реагируем подходящим образом,
  • делаем для него слишком много того, что он смог бы сделать для себя сам,
  • «вытаскиваем» его из неприятной ситуации, в которой он оказался по собственному выбору…»

6. Допустим, ребенок ходит на группу, а должны ли как-то по-особенному в связи с этим вести себя родители? Как сохранить родительский авторитет в глаза детей и нужно ли это?

У меня такой вопрос вызывает много уважения. Родители понимают, что их сын или дочь посещает тренинг, а значит, с ним могут происходить изменения, ему может быть нелегко. Очень важно, когда родители внимательно относятся к жизни своих детей, готовы помогать им, меняться вместе с ними.

Хорошая новость состоит в том, что ничего сверхъестественного от родителей не потребуется, только терпение и поддержка. Если у родителей появляются какие-то опасения, связанные с группой, они всегда могут обратиться к ведущим (мы рады отвечать на Ваши вопросы в течении 5–10 минут после каждого занятия, в коротком телефонном разговоре или более подробно — на индивидуальной консультации).

Также каждому родителю я рекомендую прочитать книжку Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» Это азбука для родителей, которую просто необходимо освоить тем, кто хочет, чтобы общение с ребенком приносило не мучение, а удовольствие.

Чтобы сохранить родительский авторитет в глазах детей нужно быть с ними честными, не требовать от них выполнения того, чего вы сами не делаете, не осуждать их за те поступки, которые сами совершаете. Если вы ошиблись, признайте это и не бойтесь извиниться. Относитесь к своим детям уважительно, признавайте их достижения, замечайте их успехи, и вам не придется волноваться за свой авторитет.

7. Как убедить/замотивировать ребенка начать ходить на тренинг? Особенно, если ребенок не общительный.

Родителям мы рекомендуем помочь подростку принять самостоятельное решение об участии в группе, а не решать за него. Директивность и чрезмерная настойчивость в этом вопросе может оттолкнуть. Важно объяснить, какого эффекта вы хотите от посещения вашим ребенком психологического тренинга, дать ему почитать о группе на сайте Синтона, ознакомить с материалами рассылки, отзывами участников, с информацией о ведущих. Также на сайте в разделе «Интересно» размещена моя статья «Юношеские группы», которая написана именно в помощь определяющемуся подростку. Кроме того, специально для ребят, которые сложно устанавливают контакты, не очень уютно себя чувствуют в новой обстановке и с новыми людьми мы предоставляем возможность посетить одно занятие, попробовать, получить свой опыт и после этого принять окончательное решение, хочет подросток ходить на группу или пока это для него еще слишком тяжело.

Ближайшие тренинги
Видео «Уверенность и любовь»
Тренинги
Видео «Ключи общения: как подобрать свой к любому человеку»
Тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись вебинара
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги
Видео мастер-класса «Как научиться видеть людей насквозь и управлять их поведением»
Тренинги
Запись вебинара
«Эмоциональный интеллект: как управлять собой и другими»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 17 сентября 2019 г.)
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (02.12.2019 г.)
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова
Тренинги
Видео «5 тактик поиска решений «выигрыш-выигрыш» в переговорах»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
как уверенно побеждать
в жестких переговорах»
Тренинги