Заказать звонок
Бесстрашные дети

Бесстрашные дети менее склонны к сочувствию и более агрессивны — выводы исследования

Дети дошкольного возраста, которые демонстрируют бесстрашное поведение, одновременно показывают меньше сочувствия и больше агрессии по отношению к своим сверстникам. Это было показано в новом исследовании, проведенном на педагогическом факультете Университета Хайфы.

«Результаты этого исследования показывают, что у детей может быть установлено поведение, характеризующееся сниженным уровнем страха, и связанное с неврологическими и генетическими предрасположенностями. Этот тип поведения меньше связан — по крайней мере в раннем детском возрасте — со стандартами образовательных процессов или практики воспитания», — утверждает доктор Инбаль Кивенсон-Барон, который проводил исследования в рамках работы над своей докторской диссертацией.

Исследование, которым руководил профессор Офра Мейзелесс, ставило целью изучить вопрос, связано ли бесстрашное поведение у детей в возрасте 3-4 лет с конкретными физиологическими и социально-эмоциональными характеристиками, и имеет ли оно отношение к таким аспектам воспитания детей, как социально-экономический статус, очередность рождения, родительское благополучие, стиль воспитания детей и т. п.

В ходе исследования наблюдались 80 детей в возрасте 3-4 лет, а также их родители и педагоги. Изучались сведения, предоставленные родителями и учителями, а также производились наблюдения поведения детей в дошкольных образовательных учреждениях, дома и в лаборатории. В ходе исследования производился мониторинг тенденции детей к бесстрашному поведению и их социально-эмоциональные характеристики в начале и в конце года для определения устойчивости этой тенденции.

В первую очередь было обнаружено, что частота сердечных сокращений у детей, которые показали высокий уровень бесстрашия в поведении, была ниже. Затем была произведена оценка взаимосвязи между бесстрашным поведением и социальными характеристиками, и было обнаружено, что более бесстрашные дети демонстрировали меньше сочувствия по отношению к своим сверстникам, а также испытывали трудности при определении выражения лица у человека, испытывающего страх, в то время как выявление других эмоций — например, гнева, удивления, удовлетворения или печали не вызывает проблем. Эти дети также продемонстрировали более высокий уровень общей агрессии — в частности, тенденцию к антиобщественному поведению, например, обману друзей ради собственной выгоды — поверхностность эмоциональных переживаний и отсутствие сожаления или вины после совершения социально-неприемлемого действия.

Интересным результатом исследования оказалось то, что, несмотря на свои антиобщественные тенденции, дети, проявляющие пониженный уровень страха, вполне общительны. «Эти дети вступают в контакт с другими детьми, они бывают дружелюбными и улыбчивыми. Но им трудно догадаться, что их друг расстроен или опечален, и не испытывают сильного стремления помочь такому другу. По-видимому, бесстрашное поведение имеет как положительные, так и отрицательные стороны», — говорит доктор Кивенсон-Барон.

«Так как бесстрашное поведение связано с генетическими и неврологическими характеристиками, важно найти наиболее эффективные пути — как в области воспитания в детском дошкольном учреждении, так и дома — для оказания помощи этим детям в развитии способности распознавать социальные запреты и осознавать их значение. Мы, как общество, должны научиться определять арсенал оптимальных стимулов, которые могут быть в наличии в естественном окружении ребенка, и которые можно использовать, чтобы пробудить те эмоции, которые необходимы для развития эмпатии по отношению к другим людям и для отказа от агрессивного поведения», — заключает доктор Кивенсон-Барон.

Источник: psychol-ok.ru

Ближайшие тренинги
Запись мастер-класса
«6 типичных
«подводных камней»
в развитии отношений:
как их избежать»
Тренинги
Курс Ильи Шишлюка «Умнее всех»
Тренинги
Видео «Яркие отношения с женщиной. Как их создать и поддерживать.»
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (26.03.2019 г.)
Тренинги
Видео «Как мужчине развиваться быстро. Ресурсы и препятствия.»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
как уверенно побеждать
в жестких переговорах»
Тренинги
Запись вебинара
«Как производить нужное впечатление»
Тренинги
Видео «Треугольник Карпмана: самая частая ловушка в отношениях. Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Ключи общения:
как подобрать свой
к любому человеку»
Тренинги
Видеозапись марафона Евгения Яковлева
Тренинги
Запись вебинара
«Механизмы
развития конфликта»
Тренинги
Видео вебинара «Как научиться видеть людей насквозь и управлять их поведением»
Тренинги