Психоанализ — подход в психологии, когда основные моменты (и проблемы) взрослого поведения выводятся (объясняются) из событий и переживаний его детства.
Представители классического психоанализа: Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг.
Ппсихоанализ используют также: Карен Хорни, Эрик Берн, Николай Козлов (Теория социального психоанализа эмоций).
Классический психоанализ
Фрейд все проблемы взрослого человека выводил из полового инстинкта, не имеющего возможности реализоваться у ребенка в детстве.
Альфред Адлер считал, что основной движущий инстинкт — не половой, а воля к власти, а основная проблема — это комплекс неполноценности.
В психоанализе личность трактовалась как ансамбль иррациональных бессознательных влечений. Человек в течении всей жизни пытается разрешить заданный ему собственной природой конфликт и вернуться в состояние равновесия. Конфликт неизбежен не только в связи с исходной «испорченностью» человека, но и потому, что при отсутствии конфликта исчезает источник динамики личности.
Доминантой жизни личности в психоанализе является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение.
Фрейд описал три вида влечений в психоанализе:
1. Влечения жизни (биологические потребности выживания);
2. Сексуальные влечения (тоже биологические, но не связаны напрямую с выживанием;
3. Деструктивные влечения (влечения к смерти).
Вместилищем влечений в психоанализе является ОНО (Ид) — ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы окружающих людей. Ребенок должен приспосабливаться к своему социальному окружению, т. к. не может самостоятельно реализовать свои влечения.
Следующая ядерная структура личности в психоанализе — Я (Эго) — развивается по мере вступления в социальные отношения. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечения во внешнем мире. Становление Эго связано с сознанием.
Дальнейшее развитие личности в психоанализе предполагает возникновение новой структуры, вырастающей из Эго — Супер-Эго — это вместилище социальных правил, норм, и запретов. Три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов. Существование Суперэго воплощает социальный конфликт: человек по природе эгоистичен, а общество должно сдерживать людей, обеспечивая каждому примерно равные шансы на удовлетворение влечений. Эго принимает путь подчинения социальным требованиям как единственно возможный способ сохранить себя.
Основная функция Эго заключается в интеграции Оно и Сверх-Я для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Еще одна важная функция Эго — механизм психологической защиты, который ослабляет интенсивность конфликта, позволяя осознавать только часть влечения и найти для влечения такой объект, который является социально приемлемым. Пример защитного поведения: старшеклассник испытывает сексуальное влечение к учительнице. Это влечение не может быть реализовано напрямую. Психологическая защита делает так, что подросток не осознает своих истинных желаний, вместо этого он увлекается предметом, который преподает эта учительница. Такое поведение одобряется и окружающими и его Сверх-Я. В психоанализе Фрейда все поведение носит защитный характер.