Заказать звонок
Жинкин Николай Иванович

Жинкин Николай Иванович (1893, Суздаль — 10.10.1979) — отечественный психолог. В 1916 г. закончил с золотой медалью историко-филологический факультет Московского университета. Работал в Институте психологии (с 1914 г.), в Государственной Академии художественных наук. В 1947 г. в Институте психологии защитил кандидатскую диссертацию на тему «Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии», а в 1959 г. — докторскую диссертацию на тему «Механизмы речи», в которой была использована оригинальная методика кинорентгеносъемки. Преподавал в Институте иностранных языков им. М. Тореза и на филологическом факультете МГУ. Профессор. Специалист в области психологии языка, речи и мышления, речевых коммуникаций, семантики речи, программированного обучения. Разрабатывал проблемы психологии искусств, в частности кинематографии. Проводил исследования речи учащихся, процессов коммуникаций человека и животных, психологических аспектов программированного обучения, процессов восприятия, понимания и порождения текста. Слог трактовал как «произносительную» единицу речи.

Жинкин Николай Иванович окончил филос. отделение ист.-филол. ф-та Моск. ун-та (1916), где специализировался в обл. психол. Для дипломной работы избрал тему «Самонаблюдение». Работал асс. кафедры психол., затем сотрудником Ин-та психол. (с 1914), преподавал психол. в ряде учебных заведений Москвы. В 1921-1922 — сотрудник Ин-та науч. филос., член Моск. лингвистич. кружка (1921-1924). С 1923 — сотрудник, с 1926 — действ. чл. ГАХН, ученый секретарь филос. разряда (1927-1929). В 40-70-е — сотрудник НИИ общей и пед. психол. Академии пед. наук. Проф. филос. ф-та МГУ (1963). В 60-е — предс. психол. секции Совета по кибернетике АН СССР.

Собственно философской работой занимался в 20-е гг., был одним из ближайших учеников и сотрудников Г. Г. Шпета. В ряде работ первой половины 20-х гг. — «Образ как предмет созерцания», «О трех данностях сознания», «Форма мифического сознания» (все три работы не опубликованы), «Проблема эстетических форм» и др. — ставит проблемы сознания, эстетики, художеств. образа в духе феноменологии. В то же время, как отмечается во вступительной статье к работе Жинкина «Вещь» (середина 20-х), феноменологию Жинкин. критикует с т. зр. насильственной задачи определения существа «вещи».

То, что в внешнем восприятии вещь не м. б. нам дана «сама по себе», не исключает, по Жинкину., доступность ее др. модальности сознания («Антология феноменологической философии в России». М., 2000. С. 160).

Центр. идея филос. искусства Жинкина — концепция искусства как «языка» (в широком смысле), образ при этом мыслится как «двойная речь», спец. случай supposito materialis; образ (соответственно, все формы специфически художественного) дается в особом акте сознания -«созерцании». Эти идеи 20-х гг. развивались Ж. в 40-70-е гг.
Основные научные работы Жинкина посвящены проблемам соотношения мышления, речи и языка, логики и грамматики. (См.: С. Мазур. «РФ». С. 181.).
Заложил основы отечественной психолингвистики.

Диссертации

Жинкин Н. И. Интонация речи в связи с общими проблемами экспрессии. Дис. … канд. псих. н. — М., Институт психологии, 1947.
Жинкин Н. И. Механизмы речи. Дис. … докт. псих. н.- М., 1959.
Монографии
Портретные формы. М., 1928;
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. — М.: Политиздат, 1982. — 250 с.
Жинкин Н. И. Грамматика и смысл.- М.,1970.

Статьи

Проблема эстетических форм // Художественная форма. М., 1927. (В сокращении публикуется в кн. «Антология феноменологической философии в России». Т. 2. М., 2000);
Вещь // Антология феноменологической философии в России. Т.2. М., 2000. Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III-VII классов. //Изв. АПН РСФСР. — М.,1956.- вып. 78.
Грамматика и смысл // Язык и человек. М., 1970;
Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III — VII классов // Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 183-319.
Жинкин Н. И. О кодовых переходах во внутренней речи // Жинкин Н. И. Язык — речь — творчество. М.: Лабиринт, 1998. С. 146-162.

Ближайшие тренинги
Видео «Уверенность и любовь»
Тренинги
Видео «Ключи общения: как подобрать свой к любому человеку»
Тренинги
Запись вебинара
«Треугольник Карпмана:
самая частая ловушка в отношениях.
Как понять и выйти.»
Тренинги
Запись вебинара
«Современный нетворкинг»
Тренинги
Запись вебинара
«КОНФЛИКТ С АГРЕССОРОМ»
Тренинги
Видео мастер-класса «Как научиться видеть людей насквозь и управлять их поведением»
Тренинги
Запись вебинара
«Эмоциональный интеллект: как управлять собой и другими»
Тренинги
Видеозапись вебинара Евгения Яковлева (от 17 сентября 2019 г.)
Тренинги
Видеозапись вебинара Александра Тарасова (02.12.2019 г.)
Тренинги
Вступительные видеоуроки к тренингу Дмитрия Устинова
Тренинги
Видео «5 тактик поиска решений «выигрыш-выигрыш» в переговорах»
Тренинги
Запись тренинга
«МАСТЕР СЛОЖНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ:
как уверенно побеждать
в жестких переговорах»
Тренинги